Троллейбус ЗиУ-5 — настоящая машина времени, на которой можно переместиться в советское и постсоветское детство. Он выпускался с 1959 по 1972 год на заводе Урицкого в Энгельсе, в Москве ходил до 1989 года, в других городах России — вплоть до нулевых. В СССР эта модель была одной из самых массовых среди всех троллейбусов: за 13 лет выпустили больше 16 тысяч таких машин. В кино троллейбус снялся бессчетное множество раз и стал в каком-то роде символом столицы наравне с трамваем. И вот один из таких раритетных троллейбусов готовится выйти на линию. На днях он — полностью отреставрированный и блестящий, будто только с завода — прибыл в гараж столичного Музея транспорта из Иванова, где шли работы по восстановлению.
Музейный троллейбус сошел с конвейера в 1970 году. Машину использовали как учебную и техническую, что спасло ее от утилизации. В начале 90-х годов техника попала в коллекцию Мосгортранса, в 1993-м троллейбус поучаствовал в параде к 60-летию этого вида транспорта в столице. Правда, потом ему пришлось несладко: он попал в музейные запасники и оказался под открытым небом, ржавел и ветшал. Из-за сильной коррозии мастерам пришлось потрудиться. Они полностью заменили детали корпуса, приборы и узлы электрической системы, установили новые сиденья, обшивку и элементы салона. Работали вместе с коллекционерами со всей страны, даже нашли оригинальный шильдик ЗиУ.
В итоге получился троллейбус детства — точь-в-точь. Уже этой весной он вместе с современными собратьями начнет курсировать по единственному сохранившемуся в столице троллейбусному маршруту Т. Пока линия не действует из-за благоустройства в Басманном районе. Маршрут пройдет от Площади трёх вокзалов через Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь, гараж Константина Мельникова и обратно. Прокатиться в ЗиУ-5 можно будет по карте «Тройка», а заодно послушать экскурсию от столичного гида. Выходить на улицы города троллейбус будет только летом, зимовать он будет в фондохранилище.
Всего в нескольких фондах музея хранят больше 250 экземпляров общественного и личного транспорта, некоторые — редкие и даже легендарные. В следующем году все они соберутся в постоянной экспозиции в новом здании музея — в гараже Мельникова на Новорязанской улице. Сейчас там идет реставрация.
Ксения Игнатова