Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося оперного певца Фёдора Шаляпина. Он родился в крестьянской семье и должен был стать сапожником, но влюбился в театр и благодаря своему неповторимому басу и артистическому таланту покорил весь мир. Ему рукоплескали зрители Европы, США, Японии. После себя Шаляпин оставил огромное творческое наследие более полусотни оперных партий, множество песен и романсов. Сегодня праздничную дату широко отмечают по всей стране. Масштабные торжества состоялись на родине певца, в Казани.
В казанской ратуше вновь звучит шаляпинский бас. Спектакль «Два огромных человека» о том, как дружили и разругались крестьянский сын и сын столяра — Шаляпин и Горький. Алексею Тихомирову роль досталась ответственная — предстоит сыграть гения. Говорят, что он похож: рост шаляпинский двухметровый, тоже оперный певец и тоже бас.
Алексей Тихомиров, исполнитель роли Шаляпина: «Феномен Фёдора Ивановича в том, что это прототип идеального русского человека».
Юбилей великого русского баса на его родине в Казани отмечают с размахом. Шаляпинский фестиваль — это месяц спектаклей, концертов и, конечно, опер, бессмертных шаляпинских арий. Всемирно известные образы Дон Кихота, Бориса Годунова и Мефистофеля будут позднее, сначала был флигель на Рыбнорядской улице — в беднейшем казанском квартале, где он родился. Ныне на месте снесенного флигеля Пенсионный фонд Татарстана.
Ирина Вавиличева, старший научный сотрудник Музея Горького и Шаляпина: «На последние гроши Иван Яковлевич снял флигель, то есть пристрой к дому».
Зато сохранился домик на окраине Казани, в те времена деревня Аметьево, откуда первые детские воспоминания, как мама пела.
Ирина Вавиличева: «Летом он сделал шалаш и сидел в этом шалаше, о чем то мечтал, душа о чем то так нежно грезила».
Потом была
Ирина Вавиличева: «Однажды Федя красный от смущения поднялся и постучался в двери к регенту, попросил взять его в хор».
В здании шестого городского училища Фёдор Шаляпин учился грамоте. За углом Духосошественская церковь, где родился знаменитый шаляпинский голос. Здесь
Ирина Романова, научный сотрудник Российского национального музея музыки, отдела мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина: «В московском
С революцией ему оказалось не по пути, пришлось уехать сначала на гастроли, потом насовсем.
Ирина Вавиличева: «В театр пришли другие люди. Их пригнали по разнарядке. Эти дамы, которые плевали семечки на паркет».
Финал казанского спектакля как раз об этом — о том, как оперный гений был лишен советского гражданства и окончательно поссорился с другом Горьким, хотя трость с характерной ручкой хранил очень долго.
Марианна Гаврилова, заведующая Музея Горького и Шаляпина: «Когда посетители когда вглядываются в трость, определяют сходство с одним персонажем».
В юбилейный год в музеях пополнение. В Москву приехала экспозиция из