Московская команда постановщиков, взяв за основу идеи Льва Толстова из повести «Отрочество» и петербургскую труппу театра юных зрителей, соединили старое и молодое поколения артистов.
В этой постановке всё наоборот. Здесь переставляют не декорации, а зрителей. Места организовали на сценическом круге. Актеры воссоздают историю толстовского Николеньки Иртеньева на фоне тюзовского амфитеатра и кирпичной кладки закулисья — так разделили отрочество писателя в Москве и детство в Ясной поляне.
Иван Орлов,
Творческая команда из Москвы, представив эскиз спектакля в имении Толстого, поняли, что надо перенести на петербургскую сцену. Яблони всегда сопровождали род Толстых. Первые плодовые деревья в Ясную Поляну привез еще прадед писателя по материнской линии князь Сергей Волконский в XVIII веке. Эти яблоки и есть та самая антоновка. Бутафоры специально их сделали гипертрофированно большими.
Яблоня на сцене — словно рисунок из дневника писателя. Это ощущение визуализации при прочтении трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и хотели передать авторы спектакля.
В пьесе Ярославы Пулинович, созданной по мотивам повестей Толстого, зайцы стали сказочным миром маленького Николеньки, а брат — практически одним из ключевых персонажей. На подмостках сюжет диктуют законы драматургии.
Данила Лобов, исполнитель роли Володи, брата Николеньки: «У Толстого всё более размазано по сюжету. Там очень долгий переход из одной точки в другую. У автора смерть матери происходит в конце детства, а до этого надо
Все переживания, события, наблюдения и размышления над происходящим зритель увидит глазами Николеньки. Не то, чтобы детство Толстого, как описано в повести, было необыкновенным. Поражают сильнейшие потрясения, которые будущий писатель испытывал в сложных ситуациях.
Семён Толов, исполнитель роли Николеньки Иртеньева: «Я, на самом деле, не считаю, что у Толстого
Ирина Соколова играет и графиню, бабушку главного героя, и Людовика Святого во время крестового похода из неудачного ответа у доски Николеньки.
Ирина Соколова, исполнительница роли графини, бабушки Иртеньевых, народная артистка России: «Спектакль очень теплый: вспоминаешь свое детство. И, мне кажется, эта ностальгия затрагивает и сердце, и душу».
В спектакле звучит музыка из плейлистов нынешней молодежи — так неожиданно соединился век XIX и XXI. И так история отрочества конфликтующего подростка подсказывает нынешнему поколению, как пережить сложный переходный возраст. Толстой задолго до своего главного произведения для взрослеющих представителей человечества дал ответ на вопрос, как доверять этому миру и к чему война со всеми, кто тебя окружает.