Москва и Багдад настроены развивать деловое партнерство в энергетике, промышленности, торговле и других областях. Заинтересованность сторон во взаимовыгодном сотрудничестве подтвердилась сегодня в ходе визита в Ирак главы российского МИД Сергея Лаврова. Подводя итоги своих переговоров с иракским руководством, министр подчеркнул, что Россия намерена защитить свои инвестиции в Ираке от влияния незаконных санкций Запада.
Министерство иностранных дел Ирака расположено всего в полукилометре от отеля, но везут туда под конвоем в бронированных автобусах даже по так называемой «зеленой зоне», теоретически безопасному району, где расположены правительственные учреждения. Багдад перечерчен бетонными укреплениями с колючей проволокой и блокпостами. Все это красноречивое последствие выступления генсекретаря Пауэлла в Совбезе ООН с пробиркой, которая должна была доказать производство в Ираке оружия массового уничтожения. Это случилось 20 лет назад 5 февраля.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Ирак не понаслышке знает, что такое война, и мы помним как 20 лет назад предлоги для войны против Ирака демонстрировались в Совете безопасности ООН. Потом это все оказалось ложью. Мы помним, как сравнивали с землей Мосул и другие иракские города, как сравнивали с землей сирийский город Ракка».
С 2003 года после американского вторжения Ирак не выходил из череды военных и гражданских конфликтов. Последний политический кризис длился почти год, пока в октябре
Сергей Лавров: «Мы привели конкретные примеры, которые подтверждают, что целью срыва Минских договоренностей было создание условий для вооружения Украины против Российской Федерации. Также целью срыва было уничтожение права русского и русскоязычного населения украинского государства».
Экономическое сотрудничество России и Ирака включает большой круг интересов — от сельского хозяйства до атомной энергетики. В частности, Багдад хочет построить четыре АЭС и в качестве партнера рассматривает Москву. Но сегодня министры сосредоточились на ведущей роли российских нефтегазовых компаний в Ираке.
Фуад Хусейн, министр иностранных дел Ирака: «Отмечаем позитивную роль российских нефтяных компаний в части инвестиций, а также в плане продолжения деятельности нефтегазовой отрасли в Ираке. Хотел бы отметить среди них компании „Лукойл“, „Газпром“ и ряд других, перед которыми и иракское правительство остается в долгу, и мы рассматриваем все возможные способы нахождения решения проблемы непогашенных задолженностей перед этими компаниями».
Российские нефтяники обеспечивают иракцев рабочими местами и социальной поддержкой — от строительства инфраструктуры, продуктовой и лекарственной безопасности до организации образовательных программ.
Сергей Лавров: «Конечно, в современных условиях, в условиях незаконных ограничений, которые навязывают американцы и их сателлиты, принципиально важно обезопасить законные экономические отношения от незаконного давления со стороны Запада — как это, собственно говоря, делают многие страны региона, переходя на оплату вместо долларов, в том числе оплату поставок нефти, валютами других надежных стран, которые дорожат своим добрым именем в качестве участника международных экономических обменов».
Новое правительство Ирака настроено развивать отношения с Москвой. Здесь помнят сотрудничество с СССР и то, что Россия обнулила долги Ирака перед Советским Союзом. И, конечно, благодарны за военную помощь, которую наша страна оказала в борьбе с запрещенной террористической группировкой ИГИЛ.