В Москве прошла премьера спектакля по второй части трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые», посвященной Великой Отечественной войне. Постановка «Солдатами не рождаются» открыла Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Премьера приурочена к 80-летию победы советских войск в Сталинградской битве. По словам режиссера, это спектакль о том, как люди проходят через страшные испытания.
Минималистичные декорации, приглушенные цвета и общая атмосфера камерности. В новой постановке Московского театра имени Гоголя внимание зрителя ничто не должно отвлекать от диалогов и мыслей главных героев. Ведь фокус каждой сцены не на описании исторических событий, а на участниках одного из ключевых сражений Великой Отечественной — битвы за Сталинград. И, конечно, на переживаниях самих солдат.
Это новое прочтение классика советской эпохи Константина Симонова. Второй роман его трилогии «Живые и мертвые» называется «Солдатами не рождаются». Название лучше всего отражает идею о том, что за любым событием, тем более за тем, что войдет потом в учебники истории, стоит в первую очередь жизнь и судьба человека. И дело здесь совсем не в погонах.
Для поколения, которому принадлежал Симонов, память о войне — это память о том, как меняется жизнь. Работая военкором, автор и сам побывал на всех фронтах, стал свидетелем боев за Берлин. Он писал потом в своем военном дневнике, что «многое в Сталинграде видел вблизи — в упор». Илья Шакунов, который играет роль
Прочувствовать нерв, драматичность событий помогает также музыкальный язык — аккомпанемент камерного ансамбля. Музыканты, как немые зрители, они прямо на сцене, тоже в военной форме, их исполнение срабатывает лучше любых спецэффектов. Как признаются сами актеры, оркестр им не мешает, а только помогает лучше войти в образ.
Варвара Насонова, актриса: «Ты преисполняешься ощущением уважения к этим людям, которые воевали 80 лет назад, что все волнение отходит на второй план, ты только хочешь донести историю».
Спектакль «Живые и мертвые» — это премьера Международного фестиваля искусств Юрия Башмета. Уже после первого показа понятно, что постановка будет пользоваться успехом у зрителя, следовательно, может стать репертуарной. Вообще острое чувство любви к родине — одна из главных эмоций, которую транслируют герои зрителям. А неразрывность трагического и героического в очередной раз напоминает о том, что это спектакль в первую очередь о людях, следовательно, он актуален в любое время, даже спустя 80 лет после тяжелой победы под Сталинградом.