Сегодня во всем мире вспоминают жертв холокоста. В 30-х и 40-х годах прошлого века нацисты целенаправленно уничтожили по меньшей мере 6 миллионов человек. Дата поминовения выбрана неслучайно: 27 января победного 1945 года советские войска освободили узников Освенцима. Лагерь располагался на территории Польши. Но в этом году на траурные мероприятия представителей нашей страны не пригласили. Официальная Варшава вычеркнула Москву из списка освободителей.
Слово «холокост» библейское, переводится как «всесожжение». В гитлеровских лагерях смерти были уничтожены, сожжены шесть миллионов европейских евреев, три миллиона советских военнопленных, около двух миллионов поляков нееврейского происхождения.
Общее число таких лагерей в Европе — более 40 тысяч. Из них самый большой —
Сергей Андреев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Польше: «Во время этих памятных мероприятий никто, кроме посла России, ни словом не упоминает о том, кто освободил лагерь Аушвиц, кто остановил гитлеровскую машину смерти, кто спас этих выживших узников. Причем они и сами об этом не вспоминают».
Те бывшие узники, которым предоставляется сегодня слово, говорят на таких мемориальных церемониях о своих страданиях, о том, какие мучения они пережили, но не о тех, кто прекратил их страдания и спас жизни.
Сергей Андреев: «Следуя принятой на Западе политкорректности, чтобы не задевать чувства тех, кому поперек горла стоит наша Победа, наше государство сейчас воздерживаются даже от воспоминаний о том, кому обязаны победой над фашизмом».
В этом году российских дипломатов не пригласили выступить на памятной церемонии. Такое решение приняла дирекция музея
Сергей Андреев: «Украинский фронт — украинцы. Его потом высмеяли не только у нас, но и в Польше. Человек по образованию историк, а не знает, что у нас фронты назывались не по принципу формирований, а по той территории, на которой они действовали. Иначе у нас на Карельском фронте карелы бы воевали, а на Прибалтийском — прибалты».
Но исторической слепотой, как польский министр и вообще правительство, страдают не все. Любой поляк может посмотреть американское или свое польское кино, если любые слова, сказанные от лица России, он считает кремлевской пропагандой. Американский режиссер Стивен Спилберг в фильме «Список Шиндлера» показывает, как это было. Польский режиссер Роман Полански в фильме «Пианист» говорит о том же самом. Есть в обоих фильмах и ремарки о том, как относились к евреям некоторые поляки, как доносили на прячущихся от нацистов и радовались переселению евреев в гетто. В польском обществе эта тема сегодня непопулярна.
Возможно, эти фильмы сейчас неполиткорректны или не прошли испытания временем — одному 30 лет, другому — 20. Возможно, в польском и вообще европейском обществе есть запрос на
За последние 20 лет в Польше пропали без вести около 500 памятников советским