В музее истории религии открыли выставку «Советские иконы религиозные артефакты эпохи гонений». Эти 80 экспонатов сотрудники Российского государственного гуманитарного университета привезли из экспедиции по Нижегородской области.
В эпоху гонений традиция религиозного искусства не исчезла, потому что верующие оставались и нуждались в молельных образах, и поэтому такие мастера не могли не появиться. Подобных ремесленников было больше в деревнях и селах, где в царской России поблизости существовали крупные монастыри. Такие, как в Нижегородской области — было у кого учиться.
Дмитрий Антонов, директор центра визуальных исследований РГГУ: «В первой половине века отталкивались от дореволюционных традиций. Вторая половина — это иной вид мастеров. Они осваивают ремесло, делают иконы для себя, потому что им интересен этот труд».
В самое суровое время,
Мало кто решался писать лики, но оформители школ и детских садов рисковали, создавая наивные образы. После войны ремесленникам стало проще: в стране появилась фольга, подошедшая авторам по художественному смыслу. Она будто высвечивала темный угол в крестьянском доме.
На оформление окладов шла фольга от конфет, чая и сигарет. Тонкий, сложный в использовании материал клеили на бумагу. Запуск в молочное производство крышек из металлического материала, которыми закрывали бутылки, невольно повлиял на становление советской иконы. Также она оказалась связана и с атомной бомбой — образ Николая Мирликийского украшен фольгой с
Дмитрий Антонов, директор центра визуальных исследований РГГУ: «Если приглядеться, то на киотах можно увидеть названия советских конфет: „Взлет“, „Победа“, „Мишка“».
По такому противоречивому стечению обстоятельств изготовители искусственных цветов на советские праздники применяли свой опыт и в создании окладов. Столяра с удовольствием колотили киоты из ящиков
Ранние мастерицы использовали для оформления окладов натуральные материалы. Если Богоматери Одигитрии будто погружен в лыко, то образ Богоматери Милующей аккуратно и изысканно окружен сухоцветами и мхом.
В разных регионах в советское время возникло много локальных микротрадиций, отличающихся ремесленными способами и художественными стилями. Мастера часто копировали известные им традиционные приемы. Например, елецкие оформители без стеснения переносили на иконы свои знаменитые кружева. Советские иконы как уникальный феномен и пример наивного искусства просуществовал семь десятилетий, а сейчас представляет интерес для социальных антропологов и тех, кто любит хранить семейные традиции.