Заявление Байдена о поставке танков Украине прозвучало ровно через год после того, как США ответили отказом на российские мирные инициативы. Имеется в виду проект договора о гарантиях безопасности. В 2022 году Москва предлагала Вашингтону взаимно отказаться от размещения вооруженных сил в тех районах планеты, где такое развертывание воспринималось бы как угроза для одной из сторон.
Украина — это ты, утверждают билборды в буржуазном Давосе, где было принято рассуждать об экономических судьбах мира. Сейчас вопрос остался один: быть или не быть. И ответ, похоже, известен причастным к такому состоянию международных отношений, раз в Швейцарских Альпах звучит мотив самооправданий.
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Необходимо понимать, с чего мы начали. За пару месяцев до вторжения в Украину президент Путин предложил договор о безопасности с НАТО, согласно которому НАТО должен гарантировать, что не будет принимать в свой состав никаких новых членов, что не будет никакого дальнейшего расширения НАТО. Конечно, мы отвергли эти требования».
Предложения (так будет честнее и точнее) Россия вручила замгоссекретаря Карен Донфрид на Смоленской площади 15 декабря безмятежного 2021 года. На сайте МИД РФ до сих пор можно детально изучить этот Договор о гарантиях безопасности, основанный, что видно еще во введении, на «принципе невозможности применения ядерного оружия»
«Стремясь избежать любого военного противостояния и вооруженного конфликта между сторонами и осознавая, что прямое военное столкновение между ними способно привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия…»
Во избежание «далеко идущих последствий» Москва предложила Вашингтону, в частности, не предпринимать действий, затрагивающих безопасность друг друга, соблюдать Устав ООН, а главное — не использовать территорию других государств в целях подготовки или вооруженного нападения.
«Стороны не предпринимают действий и не осуществляют мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны, не участвуют в них и не поддерживают их; стороны добиваются того, чтобы любые международные организации, военные союзы или коалиции, в которых участвует хотя бы одна из сторон, соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе ООН, стороны не используют территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против другой стороны, или иных действий, затрагивающих коренные интересы безопасности другой стороны».
В отдельной статье этого документа Россия действительно предложила США письменно закрепить свои устные обещания, данные Горбачёву в обмен на объединение Германии и прекращение холодной войны, не расширять НАТО на восток, отказаться от приема в Североатлантический альянс бывших советских республик, равно как и создавать на их территории военные базы и развивать с ними военное сотрудничество.
«США принимают обязательства исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР. США не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество».
Непосредственно НАТО Москва предложила восстановить каналы связи и перестать рассматривать друг друга в качестве противников. Министр иностранных дел России даже выразил готовность пойти на встречу американским коллегам и не публиковать их ответ на предложения Москвы, если Госдепартамент об этом попросит. А госсекретарь Блинкен выдвигал весьма благовидные предлоги.
Энтони Блинкен, государственный секретарь США: «Мы не опубликуем документ, потому что считаем, что дипломатия имеет большие шансы на успех, если мы оставим место для конфиденциальных переговоров».
Трудно сказать, что конкретно госсекретарь имел в виду, но после этого заявления ответ Вашингтона на предложения Москвы слили в испанскую El País всего через несколько дней. США и НАТО не будут подписывать с Россией двусторонний договор о безопасности в Европе, дверь для Украины в НАТО
Джо Байден, президент США: «Соединенные Штаты готовы ко всему, что бы ни произошло. Мы готовы к дипломатическому взаимодействию с Россией для улучшения стабильности и безопасности в Европе в целом».
Впрочем, то, как Вашингтон понимает стабильность и безопасность в Европе, для России не стало сюрпризом. У Владимира Путина нашлись образные примеры.
Владимир Путин, президент РФ: «Как известно, нам были даны обещания не продвигать инфраструктуру НАТО на восток ни на один дюйм. Это хорошо известно. Сегодня мы видим, где НАТО: Польша, Румыния, страны Прибалтики. Сказали одно, сделали другое. Как в народе говорят: кинули, обманули».
Президент России объяснил, почему именно во второй половине 2021 года назрела необходимость в безотлагательном решении вопроса национальной безопасности страны, а США было предложено обойтись в НАТО без Украины — страны, для которой возвращение Крыма — цель, прописанная в доктринальных документах.
Владимир Путин: «Представим себе, что Украина — член НАТО, напичкана оружием, стоят ударные системы, начинается операция в Крыму, не говорю про Донбасс. Это суверенная российская территория. Вопрос закрыт. Представим: Украина, НАТО, начинается. Нам что, воевать с блоком НАТО?
Неожиданные страницы отношений России с НАТО Владимир Путин раскрыл в специальном обращении в день признания ДНР И ЛНР 21 февраля 2022 года.
Владимир Путин: «Скажу сейчас то, о чем никогда не говорил публично, скажу об этом впервые. В 2000 году во время визита в Москву уходящего со своей должности президента США Билла Клинтона я спросил его: как Америка отнесется к тому, чтобы принять Россию в НАТО? Не буду раскрывать все подробности той беседы, но реакция на мой вопрос внешне выглядела, скажем так, весьма сдержанно. То, как американцы реально отнеслись к этой возможности, фактически видно на их практических шагах в отношении нашей страны».
Прошедший год показал, насколько методично и своевременно Россия стремилась предотвратить конфликт дипломатическими методами и что конкретно преследуют США и НАТО, отвергшие предложения по гарантиям безопасности в Европе. Кто есть кто стало очевидно во всей беспощадной полноте.