На трамвайном маршруте «А», который москвичи уже больше века называют «Аннушкой», можно услышать фрагменты балета «Щелкунчик». Узнать музыкальный трамвай можно по яркой новогодней подсветке, радовать москвичей и гостей столицы он будет до конца января. Поскольку маршрут «Аннушки» пролегает по Бульварному кольцу, из окна трамвая можно увидеть многие городские достопримечательности. Но «Аннушка» заслуживает внимания и сама по себе.
В современном городе, даже таком огромном, как Москва, трамвай
«Аннушка» — неофициальное название. По документам маршрут именуется одной лишь буквой «А», ласковым прозвищем его наградили уже сами москвичи. В истории города было несколько линий с буквенным обозначением, но сохранилась лишь эта. Рельсовое хозяйство «Аннушка» получила в наследство от конки в начале XX века.
Андрей Гоцев, главный специалист отдела рельсового транспорта службы подвижного состава Московского метрополитена: «В те годы в Москве трамвай был единственным наземным городским пассажирским транспортом. Никакого метрополитена тогда, естественно, не было, трамвай брал на себя львиную долю пассажирских перевозок в Москве».
«Аннушка» огибала весь центр города по Бульварному кольцу и была чрезвычайно востребована — примерно как сегодня Кольцевая линия метро. В наше время маршрут проходит от станции метро «Чистые пруды» до Новоконной площади и схематично напоминает подкову. С годами его сильно урезали, о чем не без сожаления писал прозаик Никита Богословский: «Дорогая „Аннушка“, ты уже старушка. С каждым днем короче твой маршрут».
Встречается этот трамвай и в романе «Мастер и Маргарита», а также в снятом по его мотивам телесериале.
Андрей Гоцев: «Как известно, действие романа с самого начала происходит недалеко от Патриарших прудов — собственно, на Патриарших прудах. Но там трамвай никогда не ходил. Все сводится к тому, что Михаил Булгаков немножечко выдумал».
Легендарный маршрут часто встречается в кино. Его можно увидеть в «Заставе Ильича», «Покровских воротах» — режиссерам
В 2020 году на маршрут вышли трехсекционные вагоны «Витязь», главное отличие которых — низкопольность.
Андргей Гоцев: «Сейчас в Москве взят курс на полностью низкопольный транспорт. Это и электробусы, и автобусы, и, естественно, трамваи. Внутри — кондиционер,
А еще «Витязи» тихие, на плавном ходу. Водить такой — одно удовольствие.
Виталий Паненко, водитель трамвая: «Из Владивостока уехал, так как была мечта поработать на современных трамваях „Витязь“, которые не шумят, не трясутся и очень красивые».
Виталию повезло: самый современный трамвай он водит по самой необычной линии. Водитель говорит, что чувствует эту уникальность — особенно когда пассажиры называют маршрут «Аннушкой». По словам Паненко, город в такие моменты оживает и становится романтичным. До конца января в трамваях на этой линии можно будет послушать произведения Петра Ильича Чайковского.