Лондон не станет возвращать Афинам шедевры древнегреческой культуры, которые хранятся в Британском музее. Категорическим отказом Минкульт Соединенного Королевства ответил на заявление греческих властей о необходимости вернуть античные артефакты. Культурный скандал, который сейчас разгорается с новой силой, начался еще в XIX веке. Тогда англичанам разрешили вывезти из Афин лишь несколько статуй и камней с барельефами. Но вскоре в британской столице оказалась почти половина всех украшений Парфенона. Призывы к монархии вернуть украденное звучат и из других столиц мира.
У Британии постоянно требуют вернуть награбленное. Греция хочет мраморы Элгина, Нигерия — бронзы Бенина, Египет — Розеттский камень, Индия — алмаз «Кохинор», жители острова Пасхи — истукана. Ничего из перечисленного не возвращено. Что называется, ни себе ни людям: так в прессе сейчас обсуждают, что супруга нового короля Карла Камила постесняется надевать на коронацию корону с индийским алмазом «Кохинор» в 105 каратов, чтобы не провоцировать разговоры о его возвращении в Индию. Такие сокровища ни на выставку за границу не отправить, ни на голову королеве не надеть.
Помимо земель, алмазов и сокровищ, британцы брали без спроса еще останки местных жителей и из репрессивных соображений, и для пользы френологии — лженауки XIX века, которая искала связь между психикой человека и формой его черепа. Происходило это с ведома британских властей. Черепа хранились в том числе в главном естественнонаучном музее страны в Лондоне.
«Попечители Музея естественной истории согласились передать Зимбабве останки 11 человек. Они будут возвращены в национальные музеи Зимбабве».
В Зимбабве человеческие черепа и кости будут приняты не на хранение, как было в Британии, а на захоронение. В Лондонском музее естествознания хранятся останки примерно 25 тысяч человек, как на небольшом городском кладбище. Под стеклом выставлены черепа Homo sapiens и близкие ему вымершие виды. Есть также
Андрей Маслов, директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ: «Как обычно, у британцев рациональный расчет прежде всего. Вряд ли они сами поклонялись этим останкам или выставляли их как трофеи. Скорее всего, они хотели избежать того, чтобы в Африке, в Родезии, эти останки использовались как символ для продолжения антиколониальной борьбы, как реликвия.
В середине XIX века на территории Зимбабве обнаружили золото. Немедленно эти земли попали в зону интересов Британской империи. Туда прибыл Сесил Родс, в честь Родса новую колонию британцы назвали Родезией. Родс верил, что англосаксонская раса была первой расой в мире и должна миром править. Африканцев он считал людьми нецивилизованными и обманывал их, заключая договор на добычу золота с местными властями. Когда местные восстали, британцы их перебили.
Андрей Маслов: „После разгрома Родезии часть останков его лидеров исчезла. Они должны были быть захоронены с почестями, но их не вернули родственникам. Из чего следует предположение, поддержанное рядом документов, что эти останки были вывезены в империю“».
Англичане с идеей вывоза черепов неоригинальны. В начале XX века Германия устроила геноцид в Намибии. Немцы истребили, в том числе в концлагерях, или заморили голодом и жаждой в пустыне 80% людей из племени гереро и 50% из племени нама, всего около 75 тысяч человек. Останки некоторых замученных вывозили в Германию. Их изучал немецкий антрополог Фишер. Его труды были известны Гитлеру и легли в основу нюрнбергских расовых законов. За последние 10 лет немцы вернули в Намибию 79 черепов. Жертв было в тысячу раз больше.
Бельгия в минувшем году вернула родственником в Конго зуб Патриса Лумумбы. В 1961 году его убили, как утверждала баронесса Дафни Парк, работавшая в Конго на британскую разведку, с помощью спецслужб MI6. Расправа была организована из страха, что Лумумба — африканский агент Кремля. Тело его растворили в кислоте. Золотой зуб — это все, что осталось от борца за свободу народов Африки.
Для европейцев, которые пытаются сейчас влиять на страны Африки, в том числе чтобы ослабить в регионе влияние России, есть одно досадное препятствие — их черные дела на Черном континенте помнят. Борцам с европейским колониализмом в Африке ставят трехметровые памятники, а свидетельства об их зверствах хранятся и в архивах, и в народной памяти. Как обещала один из лидеров восстания против англичан Мбуйя Неханда, однажды кости всех замученных восстанут, даже если англичане крепко заперли эти скелеты в своих музейных шкафах.