Российские ученые придумали, как бороться с нарушителями на дорогах и снизить аварийность. Они изобрели «умные» автомобильные номера, которые камера сможет распознать и в снег, и в дождь.
В Институте проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН) разработали способ радиочастотной идентификации автомобилей в плохих погодных условиях. Новый номерной знак почти такой же, как и любой другой: буквы и цифры — все по ГОСТу, разница только в небольшой ленте в самом низу таблички. Главный элемент новой технологии — радиочастотный считыватель и антенна, благодаря им система может распознать нарушителя.
Камеры больше не будут «слепнуть» ни от снега, ни от дождя, ни от изобретений находчивых нарушителей. Система распознает номер в любом случае: успех зависит не от качества изображения, а от уровня сигнала, исходящего даже от грязного номерного знака. Эту гипотезу подтвердил масштабный эксперимент в Казани, где цифровыми метками оснастили 700 автомобилей.
Владимир Вишневский, руководитель разработки, заведующий лабораторией ИПУ РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ: «Эксперимент показал, что вероятность обнаружения и идентификация составляет порядка 95%. Это почти в два раза выше, чем идентификация существующими видеокамерами».
Получается, новая технология поможет почти вдвое увеличить сборы за нарушения. А неотвратимость наказания, по задумке разработчиков, напрямую повлияет на снижение аварийности.
Изготавливают радиочастотные метки на крупнейшем в России заводе микроэлектроники в Зеленограде. По сути, метка — это микросхема с уникальной информацией и небольшой антенной.
Алексей Маркин, начальник лаборатории по разработке и внедрению средств идентификации: «Сам знак отражает энергию от считывателя и за счет своего размера позволяет считывать метку на расстоянии до 40 метров».
Производить такие «умные» номера гораздо выгоднее, чем устанавливать еще больше камер на дорогах. Специальный считыватель и антенна — это не более 10% от стоимости камеры.
Андрей Ларионов, старший научный сотрудник ИПУ РАН: «Система полностью автоматизирована, после первоначальной настройки с ней ничего не нужно делать, над каждой полосой располагается по антенне, то есть мы можем определять, где конкретно машина проехала, например, если машина едет по встречной полосе».
В институте пошли еще дальше и в прошлом году разработали принципиально новую гибридную систему, которая работает вместе с уже установленными на дорогах камерами, объединяя преимущества всех технологий. То, что не увидит камера, распознает антенна.
Новую гибридную систему, скорее всего, будут использовать в первых опытных зонах — в Казани,