Обстрелы со стороны боевиков в Сирии не прекращаются. Часто на линии огня оказываются не только военные объекты или социальная инфраструктура, но и уникальные исторические памятники. Один из них замок Масьяф в провинции Хама. В средние века там базировались наемные убийцы.
В разгар теплой сирийской зимы покупка керосина за свой счет и поджигание горелки, позволяющей немного согреть озябшие руки, — обязательный ритуал. В подземном помещении замка Масьяф археолог Айсам Хасан хранит найденные в округе сокровища — артефакты греческого, римского и исламского периодов.
В Сирии много средневековых замков, но большинство из них было построены крестоносцами, а находящийся на неприступной горе Масьяф — он один такой. Крепость принадлежала исмаилитам, более известным как ассасины. Многие мальчишки и даже взрослые играли в компьютерную игру, которая посвящена ассасинам. И вряд ли они догадывались, что это не выдуманная игровая вселенная.
Один небольшой замок, один загадочный военный орден восточных наемных убийц и тысячи совершенных ими заказных преступлений. Словно японские ниндзя, обучавшиеся боевым искусствам с раннего детства, ассасинами становились не по собственной воле. На невольничьих рынках Ближнего Востока покупались совсем маленькие мальчики. Спустя годы они и становились неуловимыми убийцами. Вместе с доктором Айсамом Хасаном можно попытаться понять, что правда, а что вымысел.
С ассасинами связано огромное количество легенд. Одна из них гласит, что они были готовы выполнить любой приказ своего шейха, например, спрыгнуть с самой высокой башни Масьяфа и разбиться насмерть. Так ли это или нет, ученые спорят до сих пор.
Слово «ассасин» происходит от арабского «хашишин». Считалось, что члены этого ордена использовали наркотики, когда шли на смерть. Археолог Айсам Хасан убежден, что это точно выдумки. Чтобы суметь попасть по отвесной крепостной стене в замок правителя, которого предстоит убить, надо иметь ясное, не одурманенное наркотиками сознание.
Айсам Хасан, археолог: «Все, что мы знаем об ордене, из хроник крестоносцев. Когда ассасины проникали туда, куда, казалось бы, попасть невозможно, когда они убивали графов, герцогов и даже правителей государств на глазах многочисленной охраны, а потом стремительно исчезали, все это считалось
За несколько десятилетий ассасины убили свыше 75 правителей. Заказ глава ордена принимал на всех, лишь бы оплата была хорошей. Большинство из убитых были мусульманами, но охотно принимались заказы и на предводителей крестовых походов. К выполнению любого задания ассасины подходили весьма тщательно. Подготовка убийства главы крестоносцев Конрада Монферратского заняла почти год. Два бойца, переодевшись в монахов, закололи его кинжалами в городе Тире.
В последние годы замок Масьяф, находящийся в провинции Хама, оказался на линии фронта. К его стенам вплотную подошли боевики. Но сирийские солдаты цитадель сумели отстоять. Вместе с ними, понимая, что он рискует собственной жизнью, остался и доктор Айсам Хасан.
Айсам Хасан: «Это наша работа — сберечь наследие Сирии, нашу историю. Смотрите, там наши солдаты защищают родину, а наши окопы, наша передовая тут. Археологи тоже своего рода солдаты».
Несмотря на озябшие пальцы и копеечную зарплату, которая целиком уходит на покупку керосина для горелки, сирийский археолог продолжает раскопки и описывает найденные артефакты. Он говорит, что его главная мечта — найти кривые кинжалы ассасинов, о которых слагались легенды. Но пока в музеях нет ни одного.