В Сирии продолжают восстанавливать памятники архитектуры, которые пострадали от рук боевиков. Сейчас очереди на реставрацию ждет отель «Барон» в Алеппо. Это старейшая гостиница страны, в которой останавливались многие мировые знаменитости, включая Валентину Терешкову и Агату Кристи.
История отеля началась в 1907 году. Тогда было принято решение построить железную дорогу, соединяющую Берлин и Багдад, но выяснилось, что на всем ее протяжении нет ни одного отеля в европейском понимании, лишь восточные
Армянская семья из Алеппо поняла, что это шанс стать первыми. Так и появился абсолютно европейский отель, в котором на протяжении всего XX века останавливались самые известные люди. Об одном из балконов знаменитого отеля «Барон» можно рассказывать очень долго. Именно здесь король Фейсал провозгласил независимость Сирии от Османской империи. Именно отсюда Лоуренс Аравийский отстреливал уток, которые плавали всего в 20 метрах на берегу реки. Сейчас здесь самый центр Алеппо.
Владелица отеля Рубина Мазлумян в баре показывает старинные фото и рассказывает лишь о некоторых гостях «Барона». Помимо короля Фейсала, тут останавливалась и семья шведского короля, и президент Египта Гамаль Абдель Насер, и Кеннеди, и Никсон, и главы семейств Ротшильдов и Рокфеллеров. Но были и самые любимые гости — советские космонавты Валентина Терешкова и Юрий Гагарин.
А еще тут останавливался английский шпион Лоуренс Аравийский. Он, кстати, еще остался должен за дюжину бутылок пива, о чем свидетельствует неоплаченный чек. А новые постояльцы не просто выбирают номер, а определяются, кто их кумир. В номере, где жил Лоуренс Аравийский, в его времена не было ни телевизора, ни кондиционера, но все остальные вещи аутентичны — начала XX века.
Самый популярный у постояльцев номер поражает своей спартанской обстановкой. Помещение, где останавливалась Агата Кристи, не выглядит фешенебельным. Письменный стол — самое главное, в чем нуждалась известная писательница. Стол тут прочный, надежный и удобный, именно за ним Кристи написала одно из самых известных своих произведений — «Убийство в „Восточном экспрессе“».
Гуляя по комнатам отеля, испытываешь смешанные чувства. С одной стороны, колоссальное количество артефактов, которые свидетельствуют о былом величии. Сохранился коммутатор, с помощью которого портье мог позвонить в любой номер. В баре были любые европейские напитки, а в ресторане подавали самые изысканные блюда французской кухни, на лестницах лежали дорогие ковры. Так было раньше. Сейчас всюду пыль и запустение, постояльцев нет.
Во время войны, когда половина Алеппо была в руках боевиков, линия фронта проходила в 400 метрах от «Барона», владельцы решили, что его не бросят. Если отелю суждено погибнуть, то и они вместе с ним.
Рубина Мазлумян, директор отеля: «Мы выжили. Но снаряды попадали в крышу, уничтожили полностью черепицу. Разрушены все номера на верхнем этаже. Металлические осколки повредили стены „Барона“. Отель нуждается в реконструкции и обновлении. Думаем, как это сделать».
Вдобавок к разрушениям владельцы отеля не смогли спокойно смотреть на мучения беженцев, оставшихся без крыши над головой, и пустили огромные семьи в номера бесплатно на несколько лет. Это почти добило гостиницу. Несмотря на нынешнюю разруху, отсутствие отопления и горячей воды, в чудом выживший отель уже потянулись первые туристы, которые не боятся экстремальных условий и мечтают оказаться в том самом «Бароне».
В Алеппо из руин очень быстро поднимаются и мечети, и отели, и магазины. Рубина Мазлумян уверена, что тоже найдет способ вернуть «Барону» былое величие. Ведь это не просто гостиница, это символ Сирии, который пережил со страной все тяжелые испытания, войны и конфликты.