Завершена масштабная реставрация доходного дома Шамшина на Знаменке. Творению в стиле модерн знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля более 100 лет. В конце 1990-х годов силуэт оригинального жилого дома исказился до неузнаваемости, потому что новые квартиранты незаконно соорудили мансарду с видом на Кремль. Не пощадило дом и время: от ветхости узнаваемые балконы с узорчатой решеткой пришлось срезать, из стен торчали только ржавые балки.
Минимум украшений на фасаде и акценты на конструкции здания — это дом Шамшиных на Знаменке, одно из творений знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля. Еще в начале прошлого века он стал яркой доминантой квартала благодаря круглому эркеру на псевдоколонне, который венчает классическая ротонда — архитектурный «привет» дому Пашкова поблизости.
Мария Василёнок, историк архитектуры, экскурсовод: «Исследователи Шехтеля, его творческого наследия, считают, что это одна из лучших его работ. Это такой классический пример так называемого рационального модерна. Он достаточно скупо декорирован».
Изначально московская купеческая семья заказала проект доходного дома на углу Знаменки и Староваганьковского переулка другому автору — Николаю Благовещенскому. Но в итоге проект шестиэтажного жилого здания достался Шехтелю. Он взял за основу уже готовую планировку с шикарными квартирами и полностью изменил фасад. По меркам начала XX века доходный дом получился фешенебельным.
Мария Василёнок: «Здесь был первый лифт в Москве, потому что доходный дом высокий — шесть этажей. Доходных домов, где были бы лифты, было совсем немного».
Ни лифт, ни внутреннее убранство подъезда не сохранились — в советское время в доме были коммуналки. Не дошли до нас и многие части декора. Фриз с орнаментом из листьев разрушился со временем, а узкую ленту балконов на верхнем этаже убрали специально. В
Еще недавно такое было невозможно. Даже при желании собственники квартир не могли привести дома в порядок своими силами: для таких работ нужны специалисты высочайшей квалификации и огромные деньги. Поэтому памятники исторического наследия продолжали разрушаться. Стоит только вспомнить, как выглядел доходный дом Голубицкой конца XIX века на Остоженке: обшарпанные стены и гнилая крыша — зрелище не из приятных.
Максим Емельянов, заместитель генерального директора компании — подрядчика Фонда капитального ремонта Москвы: «Когда пришли на объект, он был в плачевном состоянии: фасад разрушался, многие элементы лепного декора были уже разрушены, кровля была в аварийном состоянии, которое требовало срочного ремонта».
Дома Голубицкой и Шамшина отреставрировали благодаря поддержке города. До конца года Фонд капитального ремонта должен завершить реставрацию еще в трех жилых зданиях. Одно из них — дом