Родиону Щедрину исполнилось 90 лет. В Мариинском театре в его честь проходит фестиваль, который так и называется «Щедрин 90». В кульминационной программе и премьерные «Озорные частушки», и «Кармен-сюита» с Дианой Вишнёвой.
Танцующие под дождем — такой эффект получился в «Озорных частушках». В премьерном балете Вячеслава Самодурова фольклорные интонации Родиона Щедрина заиграли неожиданными красками.
Вячеслав Самодуров, хореограф: «Для такого произведения частушки — слишком легковесны. Потому что музыка сама по себе саркастическая, даже злая в
Для театра Якобсона тема «Озорных частушек» вообще сакральна. Первым к произведению, обратился Леонид Якобсон, использовав фрагмент партитуры для своей миниатюры. К сожалению, записей постановки не осталось.
Сегодня музыка подсказала и ультрасовременное оформление, с игрой графики и живописи, черного лаконичного пространства и неожиданного проявления цвета. Вот так озорство молодого Щедрина подошло к новым трендам моды и ярким персонажам с улиц. При этом есть русскость в танце и оформлении сказочно вышитого занавеса.
Под гениальные произведения Щедрина с легкостью возводились высотные сооружения после его знаменитого марша. Тогда композитору было всего 25. Он сам был на высоте от романтичной влюбленности. За два года до этого в доме Лили Брик Щедрин встретился с Плисецкой. Отныне всё, что напишет композитор: оперы, балеты, симфонии, будет посвящено только ей. Для своей примы композитор создает балет «Анна Каренина».
Балерины Мариинского театра до сих пор спрашивают у композитора, как это танцевать. В ответ получают: «Следовать за музыкой, которая обязательно подскажет». Все балеты Щедрина сейчас даются к юбилею маэстро.
Музыка Щедрина может сложна для исполнения, но обладая нюансами и своим ритмом, открывает оперным певцам новые возможности. В «Левше» исполнительница партии Блохи берет невероятно высокие ноты, а в опере «Не только любовь» новаторские приемы и работа с композитором дали
Екатерина Сергеева, солистка оперной труппы Мариинского театра: «Я с большой признательностью и благодарностью отношусь к его музыке, потому что они открыли во мне много творческих граней, и я узнала о таких нюансах своего голоса, о которых в классической музыке не знала».
Голоса огромных писателей в музыке Щедрина слышали во всём мире. И известны случаи с теми же озорными частушками, когда за право первого исполнения в