В Государственном музее Пушкина в Москве наступило «Время славы и восторга». Так называется выставка, посвященная 200-летию войны с Наполеоном.
Экспозиция вполне в литературном духе поделена на войну и мир, а некоторые залы больше похожи на модный салон 1812 года. Корреспондент НТВ Александр Калинин поразился тому, как ожесточенно боролись дамы за внимание кавалеров в ту героическую эпоху.
Академические историки не согласятся, но историк моды Васильев знает, что эпос Толстого мог бы называться не «Война и мир», а «Война и мода». Цвет эпохи Наполеона — не цвет крови, а белых муслиновых платьев. Красота в ту пору требовала не меньше жертв, чем война.
Выставка о времени баталий, а за стеклом сверкают платья, гребни, веера. Все на парижский манер. Кажется, 200 лет назад русские ненавидели Наполеона, но Францию обожали. Война 1812 года — это тот редкий исторический парадокс, когда даже кровопролитные бои не мешали проникновению одной культуры в другую.
Пока на полях сражений гибли русские солдаты, в Москве на званых вечерах звучала французская речь, а русские дамы с неугасающим азартом продолжали носить платья, сшитые по последней французской моде. Хлопок, шелк, кашемир, резная кость — в нарядах и аксессуарах тех времен не ощущается милитаристской тяжеловесности.
Мода эпохи Наполеона как раз является свидетельством того, как женщины раздевались, чтобы привлечь к себе мужской взгляд. Они даже обливали воздушные муслиновые платья водой, чтобы ткань прилипала к телу, и не носили нижнего белья, старясь походить на древнегреческих богинь.