Президент Турции Реджеп Тайин Эрдоган виртуозно выбрал тот самый момент, когда в нем заинтересованы и Запад, и не-Запад , и объявляет Турция должна находиться в центре нового миропорядка.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «На фоне событий, которые фундаментальным образом преобразят мировую архитектуру безопасности, Турция смогла дорасти до того уровня, на котором она способна сама удовлетворять свои потребности, вопреки всем несправедливым мерам и санкциям, принятым в ее отношении. Мы готовимся жить в этой новой обстановке, пересматривая наши отношения как в регионе, так и в мире. Мы понимаем, что в международных отношениях не бывает вечной дружбы и вечной вражды, что действовать сейчас необходимо сообразно эпохе, не нарушая при этом фундаментальные принципы».
Эрдоган играет, но пока осторожно. Он уже добился от Швеции выдачи первого из тех, кого он считает курдскими террористами. И про фундаментальные шведские принципы прав человека он нашел, как заставить забыть. Его логика — перелом сознания не заканчивается тем, что вы забудете про нейтралитет и вступите в НАТО.
Фернандо Морагон, политолог: «Турция разыгрывает свои карты и разыгрывает их за всеми столами, то есть разыгрывает их везде. А если не получается, то Анкара говорит: я в НАТО, если хочешь вступить, ты должен дать мне
Эта стратегия возрождения османской архитектуры исламского мира — это не про величие некогда существовавшей империи, это даже не про поддержку идеи
Реджеп Тайип Эрдоган: «Мы очень много работаем, чтобы уберечь нашу страну от кризисов и конфликтов. Иногда мы пользуемся силой нашего геополитического положения, иногда — влиянием нашего культурного наследия, иногда — кредитом наших личных отношений. Там, где этого недостаточно, мы пускаем в ход все имеющиеся у нас военные, экономические и социальные средства».
С одной стороны, Эрдоган требует, чтобы все признали его право на безопасность. И американцы подтверждают: да, право есть. С другой стороны, сирийские курды требуют от американцев защиты, и им тоже американцы отвечают: «Да, у вас есть право, вы же наши союзники в борьбе с халифатом». И при этом Эрдоган уже провел переговоры с лидером курдов в Ираке Барзани о трубопроводе — из Киркука в Европу через Турцию. И явно условие было простое — иракские курды не заметят операцию против курдов в Сирии, тем более что они практически конкуренты на рынке.
Эрдоган даже не пытается вступить в переговоры с Асадом, хотя воюет на его территории. И он предпочитает апеллировать именно к нам, прекрасно понимая, что сейчас уже ни Асаду ему, ни ему Асаду сказать нечего. Reuters уверяет: Эрдоган пообщался с русскими, русские предложили Асаду переговорную площадку, но тот отказался. Может быть, потому что он прекрасно понимает, что Эрдоган играет вдолгую. Проблем взаимных отношений уже накопилось очень много. А может быть, потому что он понимает реальность: у них общее поле игры на Ближнем Востоке, и на этом поле должен остаться в конце один.
Асад даже перебрасывает сирийскую армию в Манбидж на помощь курдам. Он явно горд тем, что все подтверждают — ликвидирован очередной халиф Исламского государства (террористическая организация, запрещена в РФ). Американцы даже объявили: «Мы ни при чем, но мы в Сирии» — для того, чтобы поддержать именно курдов в борьбе с терроризмом.
И ведь вдруг вызовы изменились. С тех пор как Асад
Чжао Лицзянь, официальный представитель министерства иностранных дел Китая: «Согласно официальным данным сирийского правительства, в период с 2011 по первую половину 2022 года контрабандная деятельность США обошлась Сирии более чем в 100 миллиардов долларов. Контрабанда США нефти и зерна из Сирии незаконна. Ракетные удары США по Сирии также незаконны. США продолжают нарушать международные законы и правила, хотя утверждают, что являются сторонниками того, что они называют „международным порядком, основанным на правилах“».
Китай пытается перехватить инициативу, для него это время возможностей на Ближнем Востоке. Он отдает себе отчет в том, что сейчас Сирии нужна не просто поддержка, а деньги. У нас и у Ирана — свои проблемы, а американцы так для себя и не сформулировали после арабских весен, где и в каком качестве им быть важнее. Они не уходят, но, в отличие от Эрдогана, который решает свои проблемы, им нужно включать все резервы для решения проблем мировых. Они явно начинают с Ирана.
Элайджа Магнье, журналист: «Попытка смены режима в Иране провалилась. Очередная цветная революция, спланированная, как и ряд других за последние 20 лет, Западом, провалилась. Но это не означает, что Иран обезопасил себя от новой попытки переворота. Она обязательно будет, поскольку Иран является угрозой для гегемонии США во всем мире».