В Москве наградили победителей форума «Наследие». Студенты получат возможность реализовать свой проект, что даст юным специалистам бесценный опыт в сфере реставрационных работ.
В Москве в рамках форума «Наследие» прошла церемония награждения победителей студенческого конкурса по реставрации. Силами студентов в столице восстановили уже не один памятник культуры.
Юные реставраторы продемонстрировали свой проект восстановления усадьбы «Виноградово» в Долгопрудном. Памятник XVII века сейчас находится в плачевном состоянии, однако совсем скоро он заживет новой жизнью. Его планируют восстановить и превратить в этнодвор, где будут проходить выставки, лекции, а жители района смогут просто прогуляться и отдохнуть.
Главный приз для победителей форума «Наследие» — это возможность реализовать свой проект. Те, кто еще сидит на студенческой скамье, уже смогут приступить к масштабной работе.
Студенты московского колледжа «26 КАДР» свою первую практику получили у стены Рождественского женского монастыря — помогали восстанавливать в ней кирпичную кладку под руководством опытного мастера.
Станислав Крапчитов, заместитель директора ООО «Архитектальянс», реставратор: «Мы ее воссоздали полностью, да. С сохранением каркаса внутреннего, но она с двух сторон была обложена советским щелевым кирпичом. Он расслоился и щели были видны. Проектом предусматривается возведение новой стены из большемерного кирпича современного».
До самостоятельной работы над объектом всем начинающим реставраторам предстоит дорасти. Мало обладать научными знаниями — важно ценить подлинность любого объекта, а это удается далеко не всем.
Георгий Евдокимов: «Без пиетета относятся к подлиннику, к подлинности. Сейчас этому мало уделяется внимания, делается гигантское количество неоправданного новодела».
За почти 350 лет последующие хозяева палат думного дьяка Емельяна Украинцева провели здесь десятки ремонтов и перепланировок. Изначально на первом этаже было больше окон. Потом их заложили кирпичом, а сейчас специалисты возвращают помещению первоначальный вид.
Снять новодел, добраться до исторического слоя и законсервировать его — это и есть научная реставрация. Это позволяет нынешнему поколению увидеть, какой известкой белили стены в этом доме сотни лет назад.
На другом объекте — Успенском соборе в Звенигороде — сейчас можно посмотреть фрагменты внутренней отделки образца XIV века. Аккуратно отпарить и отчистить вековые наслоения краски и грунтовки возможно не везде.
За годы советской власти Звенигородский Успенский собор сохранился и не претерпел никаких серьезных изменений. Зато трансформации коснулись его в XIX веке. Людям тех лет казалось, что узкие окна образца XIV века дают мало света, поэтому их разбили и сделали шире.
Специалисты работали по следам первоначальной редакции собора. Арки старых узких окон сохранились — они были заложены кирпичами, поэтому их и удалось точно воссоздать. Но главная удача реставраторов — это крыша.
Георгий Евдокимов: «На этом храме удалось применить методику, которая называется анастилос. Ее суть в том, что из подлинных деталей, перемещенных в результате перестроек, удалось пересобрать ту архитектуру, которая здесь была».
Такой техникой восстанавливали афинский Парфенон. Специалистов, способных делать подобное, в стране меньше, чем самих памятников. Поэтому школа русской реставрации сама сейчас нуждается в восстановлении. Этим и занимаются организаторы форума «Наследие». Так они распространяют знания в сфере сохранения культурных объектов и интеграции исторических памятников в современную городскую среду.