Столичные театры, музеи и общественные пространства давно приспособили свою среду для посетителей с нарушениями слуха и зрения. Для них есть специальные экскурсии, мастер-классы и экспонаты. Москва становится городом доступным для всех.
Музей Гаража особого назначения открылся только год назад, но здесь уже готовы принимать людей с особенностями здоровья. Все можно потрогать и даже понюхать. Совсем скоро этот музей будет еще доступнее.
Екатерина Лапшина, экскурсовод Музея Гаража особого назначения: «В ближайшее время мы планируем сделать, конечно же, этикетаж по Брайлю, сделать тактильные модели всех машин, которые представлены на экскурсии, сделать доступным посещение индивидуальное как раз для таких посетителей, использовать тифлокомментарий, сделать именно аудиогид с тифлокомментированием».
Арюна Соктуева не видит уже больше 30 лет. Уменьшенные макеты автомобилей первых лиц государства на выставке изучает тактильно. Она признается: даже если бы могла видеть, то потрогать, посидеть в автомобиле — это все равно намного лучше, чем просто издалека на это смотреть.
А в Музее Паустовского просят громко не разговаривать. Только так дети с ментальными нарушениями могут проникнуться музейными экспонатами и
Ребята вспоминают цвета и цветы. Так на экскурсии и рождаются открытки из сухоцветов. Но главный результат после таких встреч совсем не открытки — эмоции.
Мария Шамова, заведующая отделом музейных проектов Музея К. Г. Паустовского: «Очень важно, что дети находятся в самой атмосфере музейной, окруженной музейными предметами,
Москва для людей с особенностями здоровья с каждым годом становится доступнее. Появляется все больше культурных поводов свободное время провести не дома, а в театрах или музеях. К тому же теперь маломобильным гражданам проще добираться до важных культурных мест столицы. Городские власти организовали службу сопровождения, сотрудники которой помогают добраться до 20 выставочных залов. Разработали и специальные маршруты для поездок, всего — 252. В частности, это поездка до Третьяковской галереи, где в эти дни презентуют инклюзивный проект «Добрый музей».
Алла Орлова, куратор проекта «Добрый музей»: «Это пространство будет адаптировано и обновлено для абсолютно всех форм инвалидности — для детей, для взрослых, для подростков. И не только для людей с инвалидностью, но и без нее. Иначе это будет не инклюзивное пространство. Через адаптированный материал мы будем их готовить в этом пространстве и потом выходить в залы Третьяковской галереи и возвращаться, выполнять творческое задание».
Пока люди с особенностями здоровья изучают мир культуры и искусства, Арюна Соктуева знакомит со своим миром в Музее темноты. В этом музее ничего увидеть нельзя. Можно только почувствовать. Например, по легкой прохладе и специфическому запаху можно понять, что находишься в спортивном зале. Потом начинаешь осваиваться, прикасаешься к столу, шару и осознаешь, что это настольный теннис.
Арюна Соктуева, экскурсовод музея: «Когда у нас человек погружается на целый час в темноту, он вдруг вспоминает, точнее, осознает, что у него есть другие органы чувств: обоняние, слух, осязание, вкус. У
В этом мире особенных людей обычный человек многое узнает о себе. Вот и получается, что темнота у каждого своя. И порой самое главное глазами не увидишь.