В Европе начался рождественский сезон. Во многих городах открываются традиционные ярмарки. В этом году празднование будет проходить в разгар энергетического кризиса. Приходится ограничивать часы работы праздничного освещения или переходить на энергосберегающие светильники. Но жителям Старого Света сейчас не до праздников. Людей волнуют насущные вопросы: как пережить этот отопительный сезон и заплатить по счетам. Антикризисных мер европейских чиновников явно недостаточно.
Накануне зимы французы утепляют свои дома в надежде сэкономить на счетах за электричество, а благотворительные фонды жалуются на недостаток продуктов. Немцы устраивают автопробеги протеста против политики правительства.
Гражданка Германии: «Цены на электричество просто запредельные. Даже не знаю, как быть дальше».
Уже несколько недель по всей Восточной Германии проходят митинги протеста, как
Вопрос «что будет завтра?» — самый главный, на который сейчас пытаются ответить европейцы. Людей гложет чувство незащищенности и страх перед предстоящей зимой, плюс мрачные прогнозы экономистов. Неопределенность пугает, люди винят в этом, прежде всего, политиков.
Журнал The Economist добавляет черных красок. Как подсчитали его эксперты, если зима будет суровой, а люди откажутся от отопления
The Economist: «До сих пор Европа хорошо переносила потрясения и накопила достаточно газа, чтобы заполнить хранилища. Но рост оптовых цен на энергоносители коснулся и рядовых потребителей. Реальные расходы на газ и электричество для жилых домов в Европе превышают показатели
Наибольшее число смертей в Европе, считают эксперты The Economist, предстоящей зимой будет в Италии, где астрономические счета за электричество и высокая доля пожилых людей. Также могут сильно пострадать Эстония и Финляндия.
Канцлер Германии Олаф Шольц, зажигая огни на рождественской елке в федеральной канцелярии, клялся, что политики делают в этой ситуации все возможное.
Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии: «Последствия конфликта на Украине ощущают на себе граждане нашей страны в виде высокой стоимости энергоносителей и роста цен. То, что политики могут с этим сделать, делается: целенаправленно ограничиваются цены на электроэнергию, газ и тепло, снижая нагрузку тем, кому приходится много работать и считать каждый евро».
Каждый евро приходится считать и немецкому бизнесу.
Газета Welt am Sonntag цитирует главу Ассоциации работодателей Германии Райнера Дульгера: «Германия должна быть развязана, а не связана политикой. В противном случае ФРГ безудержно движется к опасному поворотному моменту».
С марта 2014 года западные страны ввели против России 12 747 санкций. Стало ли от этого лучше Европе? Вряд ли. Выгоду, по словам главы венгерского МИДа, извлекают американцы.
Издание Politico приводит слова одного из чиновников Евросоюза: «Европейские чиновники высокого ранга в ярости от действий администрации Джо Байдена и теперь обвиняют американцев в том, что они наживаются на войне, в то время как страны ЕС страдают».
Но даже страдающие страны Европы продолжают спорить о том, как больнее наказать Россию, Польша и страны Прибалтики выступают за введение ценового потолка на российскую нефть, хотя эксперты в один голос говорят о том, что это вызовет хаос на глобальных энергетических рынках. Пока страдающие европейцы не пришли к согласию по этому вопросу.
Йозеф Сикела, министр промышленности и торговли Чехии: «Мы пока не можем открыть бутылку шампанского, чтобы отпраздновать, поставим ее в холодильник. Думаю, она подождет нас до середины декабря, возможно, до 13 декабря, когда мы снова встретимся на пятом внеочередном энергетическом совете».
Впрочем, не факт, что к тому моменту у многих европейцев еще останется желание радоваться и пить шампанское за новые санкции в отношении России.