Профессиональные реставраторы открывают свои секреты на посвященной импортозамещению в их отрасли выставке в арт-пространстве «Винзавод». Уход зарубежных компаний из России добавил проблем художникам. Мастера столкнулись с дефицитом материалов. Впрочем, проблему, как и полагается творческим людям, решают оригинально.
В реставрационных мастерских до сих пор, словно ящики с консервами в бомбоубежищах, лежат коробки с рыбьими пузырями. Из них столетиями делали осетровый клей для дублирования — то есть склеивания — холстов.
Роман Студенников, заведующий отделом реставрации мебели Центра Грабаря: «С
Этот же осетровый клей стал одним из главных препятствий на пути к воскрешению картины «Иван Грозный и сын его Иван» после второго нападения в 2018 году. Ведь после первого — в
Андрей Голубейко, заведующий отделом реставрации масляной живописи XIII — начала XX века Государственной Третьяковской галереи: «Он становится жестким, реагирует на влагу, холст начинает ехать, красочный слой отслаивается. Благодаря ему много работ было спасено, но если есть современные материалы, то не надо использовать старые».
Так где же берут современные материалы? Насколько современные реставраторы зависят от поставок из Европы? Разберем на примере Ивана Грозного. Клеили его смолой заморской на вакуумном столе английском. А дописывали красками английскими на кистях российских и уже на российском же столе. Этот стол придуман и сделал реставраторами Третьяковки.
Картину баталиста Франца Рубо «Взятие аула Гуниб» практически уничтожили во время взятия Грозного в Первую чеченскую войну. Огромный холст тогда, закатав в ковер, вынесли из разгромленного музея. Сейчас Рубо реставрируют в Москве. А сколько еще израненных и нуждающихся в реставрации картин лежат в региональных музеях и есть ли там что замещать? Вопрос обеспечения стоит в отрасли куда острее, чем замещения. Ведь пока реставрация нужна не только картинам, но и материальной базе для их реставрации.