В Кремле сегодня обсудили вопросы глобальной продовольственной безопасности. Они напрямую связаны с доступностью российских удобрений на мировой рынок, особенно в страны Африки. Сотни тысяч тонн груза попросту лежат в европейских портах, пока беднейшие страны голодают. Россия готова передать им удобрения бесплатно, но европейские чиновники не выпускают суда из портов.
Мир следит за тем, отправится ли из Нидерландов в Малави судно с российскими удобрениями в рамках Черноморской зерновой инициативы. До сих пор это был «мертвый груз», заблокированный в портах Эстонии, Латвии, Бельгии, Голландии, — 262 тыс. тонн удобрений «Уралхима», больше 150 тыс. тонн, изготовленных другими российскими производителями. Эти удобрения Россия готова отгрузить в беднейшие страны мира.
«Уралкалий» и «Уралхим» поставляют удобрения в 26 стран Африки. Как подчеркнул Владимир Путин на встрече с Дмитрием Мазепиным, «по сути, речь идет об обеспечении продовольственной безопасности в этих странах».
По словам Мазепина, даже если российские компании везут удобрения в Африку бесплатно, все равно сталкиваются с тем, что не могут заплатить за фрахт.
Схемы блокировки российских удобрений в европейских портах работают так, что никакие гуманитарные соображения России там в расчет не принимают. Латвийские суды, например, сделали все, чтобы развалить сделку по продаже рижского порта швейцарской компании.
Путин назвал ситуацию с блокировкой неприемлемой. Лидеры нескольких африканских стран напрямую связывались с российским президентом, не понимая, что происходит.
Чтобы суда с российскими удобрениями покинули наконец порты четырех европейских стран, российская сторона активно работает с генеральным секретарем ООН и соответствующими структурами этой организации. Координацией занимается секретарь конференции ООН по торговле и развитию Ребекка Гринспен. Мазепин рассказал, что российским экспортерам удалось отгрузить пробную партию — 20 тысяч тонн в Малави. И занималась этим лично Гринспен. Теперь она пытается убедить Голландию дать добро на выход судов с новой партией. Гринспен рассчитывает на то, что следующим пунктом назначения удобрений будет Западная Африка.
Также Мазепин сообщил, что до сих пор нет движений по перезапуску трубопровода Тольятти — Одесса. России вновь приходится рассчитывать только на себя, в Тамани сейчас уже активно строится новый порт, чтобы проложить альтернативный маршрут для экспорта аммиака. По словам Мазепина, объем инвестиций составит 50 млрд руб. Он выразил надежду, что порт запустят к концу 2023 года.
По словам Путина, Россия продолжит обеспечивать как интересы собственных сельхозпроизводителей, так и поддерживать традиционных партнеров, которым необходимы отечественные удобрения.