В Рязанской области разворачивается экологическая катастрофа. На мусорном полигоне, расположенном недалеко от столицы региона, накопилось более 300 тысяч тонн промышленных отходов. Объемы химикатов, мазута, пестицидов и других вредных веществ с каждым днем увеличиваются. При этом свалка действует незаконно. По решению суда ее закрыли, но туда продолжают свозить мусор.
Свой огород, баня, «бесконечная стройка» были мечтой рязанца Анатолия Есина. В родительский дом в деревне Турлатово он вернулся пять лет назад, говорит, что к земле потянуло, но добавляет: и земля, и деревенский воздух уже не имеют ничего общего с детскими воспоминаниями.
Анатолий Есин, житель деревни Турлатово: «Бесконечные свалки, мусор всюду, запахи очень сильные, вся деревня страдает от этих запахов, при определенной розе ветров здесь ужасный запах, вплоть до того, что слезятся глаза».
В августе 2019 на свалке в паре километров от частного сектора разгорелся пожар. Смог накрыл Рязань и окружные деревни. Тогда же о мусорной проблеме стало известно за пределами области. В соцсетях распространились фотографии с мазутными озерами на полигоне. Пожары меньших масштабов повторились и годом позже.
Центр конфликта — накопитель для опасных отходов, часть советского химзавода. В 2005 предприятие приватизировали. От завода осталась лишь труба, а на полигон все эти годы свозили химикаты и мусор. Как оказалось, незаконно. В ноябре этого года Следственный комитет Рязанской области возбудил уголовное дело
Ирина Котова, cтарший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области: «В сооружениях в районе деревни Турлатово города Рязани, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов и территориальную схему в области обращения с отходами, в настоящий момент находятся более 300 тысяч тонн отходов различных классов опасности, и отходы продолжали завозиться».
Сейчас свалка закрыта. У центрального входа в турлатовский шламонакопитель сидит охранник, внутрь никого не пускает, говорит, что имущество под арестом, третьим лицам находиться запрещено. Однако свалка граничит с дачным сектором. По тропам 5 минут пешком, там ни заборов, ни колючей проволоки.
Александр Суфранович, председатель совета общественной организации «Дышим чистым»: «Вон они, тюки промышленного производства, как я понимаю, геотекстиль. Стоит ужасный запах, свалка уже вся заполнена, переполнена, уже возить некуда. Сам шламонакопитель — там, вдали, вдали!»
Точно неизвестно, кто и откуда свозил мусор в Турлатово все эти годы. В 2013 году тогдашний владелец шламонакопителя Валерий Деев рассказал местным журналистам, что полигон принимал спецтранспорт из Орла, Курска, Магадана, Якутска, Тулы, Брянска и других регионов. Неясно, откуда взялся свежий мусор.
Александр Суфранович: «Должен заметить, что весь этот объем мусора, почти весь, завезли за один год».
С пригорка открывается панорама и на еще одну вытекающую проблему. Полигон промышленных отходов, который за эти годы превратился в свалку, граничит с рекой Листвянка, которая буквально через 10 километров впадает в одну из крупнейших рек России — Оку. Представители местной власти утверждают, что качество воды под наблюдением, контрольные пробы снимают ежемесячно.
Сергей Солонин, заместитель начальника отдела Государственного экологического надзора по Рязанской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора: «За последний месяц и в принципе за все время ни разу не было
Сейчас жизнь турлатовской свалки заморожена, суд запретил принимать, размещать и хранить отходы. После пожаров 2019 года суд закрывал полигон. Решение было обжаловано, в это время на свалку продолжал ехать спецтранспорт. Доказательствами могут служить кадры двухлетней давности. Власти Рязанской области утверждают, что кривотолки судебных постановлений в этот раз недопустимы.
Павел Малков, губернатор Рязанской области: «Дело обязательно доведем до конца. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы свалку опасных отходов снова открыли. Будем добиваться закрытия полигона с исключением любой возможности возобновления работы».
Однако за годы борьбы жителей и властей с полигоном, вокруг уже успели вырасти свалки поменьше, одна из них — в 10 метрах от дома Анатолия Есина.
Анатолий Есин, житель Турлатово: «Раньше здесь был пруд большой, красивый, чистый. Вся деревня купалась здесь. Теперь сами видите что. Глубина мусорной кучи соизмерима с оврагом, что был, и вся площадь завалена мусором».
От огородов до первой небольшой свалки — буквально три шага. Просьбы уже не помогают.