В Мурманске прошла торжественная церемония закрытия всероссийской акции «Вахта памяти». На ней собрались активисты патриотических организаций со всей страны. Это люди, которые занимаются благородным и трудным делом возвращают из небытия имена неизвестных герое Великой Отечественной войны. Согласно официальным данным, в стране больше 40 тысяч поисковиков.
В 600 километрах от Москвы столичные студенты и их ровесники из Псковской области изучают заброшенные доты времен Великой Отечественной. Они заняты поисковой работой. В этих бетонных сооружениях и рядом с ними до сих пор хранятся артефакты тех лет и останки погибших солдат, долгое время числившихся без вести пропавшими. За каждой найденной гильзой, фляжкой кроется трагическая и героическая история человека. Каждый раз на молодых поисковиков это производит неизгладимое впечатление.
Сергей Васютин, студент
Все это — то, что осталось от себежского укрепрайона. Теперь тут экспедиционный
Полина Кондратенко, студентка
Кроме этого, подобные экспедиции приносят еще и научную пользу. Себежские укрепления до сих пор остаются источником открытий.
Владимир Бумаков, командир поискового отряда «Забытый батальон», руководитель молодежного проекта «Укрепрайон»: «Местные вообще говорили: да никакой войны тут не было, немец прошел за 2 часа, наши сразу убежали. Когда мы начали эти доты обследовать детально, оказалось, что никакого бегства нашей армии не было, была, наоборот, очень яростная оборона. Большой расход боеприпасов с нашей стороны и со стороны немцев, земля об этом рассказывает очень легко, если ты умеешь переводить с железного языка на человеческий».
Главная цель поисковиков — найти останки. Однако это удается не всегда, зато под толщей земли часто попадаются гильзы, именные жетоны, каски и прочее. Все это пополняет музейные фонды в разных регионах, но не всегда будущие экспонаты находятся в презентабельном состоянии, поэтому в Пензе местные студенты смогли организовать реставрационную лабораторию при своем музее Великой Отечественной.
Михаил Синявин, сотрудник реставрационной лаборатории г. Пенза: «Рассмотрим на примере каски. То есть могут быть в ней
Дмитрий Игошин, участник поискового движения (г. Пенза): «Чем уникален наш музей? Все те вещи, которые мы нашли, это находки из экспедиций, к ним можно прикоснуться. Можно достать экспонат, потрогать, понять, как он создан».
Продуктивный для поисковиков сезон закончен. К работе вновь они приступят только с наступлением весны, когда оттает земля. А пока время подводить итоги и награждать отличившихся. Первыми «Вахту памяти» закрыли столичные волонтеры.
Яна Михайленко: «Ну, тяжело — не тяжело, но это нужно на самом деле, потому что это важно, память чтить нужно, ну, и родственникам тоже хочется вернуть домой людей и похоронить в свою землю».
В этом году только в Московской области поисковики нашли останки 217 павших воинов Красной армии. Все, что было рядом с ними, в карманах — портмоне, различные щетки, значки, ручки, ложки, вилки — все это теперь имеет значение как исторический артефакт и представлено в музее под открытым небом
Закрытие всероссийской «Вахты Памяти» прошло в Мурманске. Выбор места неслучаен. Осенью 1941 года здесь проходили жестокие бои.
Андрей Чибис, губернатор Мурманской области: «Гитлер ставил задачу: за три дня чтобы Мурманск был взят. Но долгие годы наши войны, войны Полярной дивизии,
Елена Цунаева, ответственный секретарь общероссийского движения «Поисковое движение России», депутат Государственной думы РФ: «Церемония закрытия — это возможность сверить часы, скоммуницироваться, выяснить, какие у нас есть проблемы, задачи, что нам вместе как сообществу нужно продолжать делать, лоббировать, кого поддержать и кого покритиковать».
На церемонию закрытия приехали представители 63 регионов. Движение существует даже в бывших тыловых районах Советского Союза, где никогда не было боев. Несмотря на это, энтузиасты готовы отправляться в командировки. Результат такой заряженности на успех общего дела — около 2500 экспедиций, в том числе и на территории Белоруссии. За этот год удалось восстановить порядка 800 имен и организовать для них церемонии торжественных захоронений. Но окончательные итоги еще не подведены, сейчас продолжается работа с архивами.