Российские ученые разработали уникальную методику реабилитации диких медведей. Ее применяют в специальном центре в Тверской области. Там расположены самый настоящий детский сад и школа для маленьких хищников.
Родные брат и сестра Норд и Шима рано лишились матери. Браконьер подстрелил ее и бросили умирать. Двух медвежат обнаружили прямо на ней, так они пытались согреться. Глава комитета охотничьего хозяйства и рыболовства новгородской области Дмитрий Графов, узнав о гибели медведицы, возглавил поиск осиротевших медвежат. Их нашли на исходе второго дня.
Дмитрий Графов, председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области: «Одного — за пазуху, второго — за пазуху. Завязал кушак и пошел к снегоходу».
За историей их спасения следила вся Новгородская область. Жители даже выбрали на голосовании имена — Норд (северный) и Шима (по названию поселка, рядом с которым их обнаружили). Не без помощи местных нашли и того, кто стрелял в медведицу.
Дмитрий Графов: «Что он говорил на суде, не знаю, но признал вину, раскаялся. Другим, наверное, уроком была бы такая история».
Медведицу не вернуть, но спасенные медвежата из новгородского леса отправились в деревню Бубоницы Тверской области. Вот уже 30 лет здесь располагается центр спасения
Сергей Пажетнов, биолог, директор центра спасения медвежат сирот: «До 2012 года была разрешена легальная охота в берлогах на медведя в зимний период, поэтому медвежата попадали в основном от нее. После 2012 года, когда был введен запрет на легальную охоту в берлогах в зимний период, медвежата в основном попадают к нам от лесозаготовок. Либо отбились от мамы, либо застряли на дереве. До сих пор бывают случаи, когда медвежата становятся сиротами после нелегальной охоты».
Центр спасения
Из этого печального опыта и родилась уникальная методика воспитания и возвращения медведей в естественную среду обитания. Теперь ей следуют новые поколения семьи Пажетновых.
Василий Пажетнов, биолог, специалист Центра спасения медвежат сирот: «Эта методика позволяет сохранить у медвежат страх перед человеком и следам его жизнедеятельности, чтобы такой зверь мог прожить жизнь в дикой природе».
В гречневой каше для Норда и Шимы только необходимый минимум белков и не больше, чтобы медведи знали, что пищу повкуснее и покалорийнее можно найти не у человека, а в лесу, чтобы приучались добывать еду сами. С месячного возраста их уже не кормят с рук. К этому моменту медвежата уже живут в вольере, где воссозданы условия дикой природы, чтобы переход в лес был постепенным и естественным.
Василий Пажетнов: «Постепенно каша уходит, мы переучиваем медвежат потом на естественные корма, на яблоки, которые потом отправляются в вольер».
Такой подход признан лучшим в мире. Косолапые воспитанники центра в деревине Бубоницы успешно возвращаются в естественную среду обитания. Они могут добыть себе пищу и постоять за себя. За всеми их успехами, в том числе и в личной жизни, Семья Пажетновых следит при помощи фотоловушек и трекеров ГЛОНАСС.
Екатерина Пажетнова, биолог, специалист Центра спасения медвежат сирот: «На протяжении 6 лет мы вели наблюдение за медведицей 2009 года рождения, которая за эти 6 лет три раза принесла потомство, каждый раз по трое медвежат».
Дмитрий Графов: «В принципе, жира хватает, того чтобы перезимовать. Вот они уйдут в посадки еловые, надеемся, и благополучно там перезимуют. Собственно, их кормить уже не надо».
Всю медвежью науку Норд и Шима, как и другие воспитанники центра, прошли за 9 месяцев. Настал момент выпуска. Методика Пажетновых работает. Звери, не оглядываясь, скрываются в чаще родных новгородских лесов.