Пока западные эксперты строят предположения о том, как будет проходить спецоперация с наступлением холодов, в приграничных с Украиной российских регионах роют траншеи и проверяют бомбоубежища.
Приграничное Шебекино Белгородской области оказалось под ударом украинской артиллерии во вторник. Чуть раньше обстреляли городок Валуйки. Один погибший, двое раненых, разрушены 10 домов. В четверг снова в Шебекино районный центр расстреляли из «Града», снаряд попал в частный дом, пострадала девушка, в тяжелом состоянии ее доставили в больницу.
Гостиница в области сейчас работает только как пункт временного размещения. Номера отеля для 700 человек стали вынужденным пристанищем. Питание — бесплатное, три раза в день в гостиничном ресторане. Эвакуированные не жалуются.
Граница в Белгородской области с февраля фактически превратилась в линию фронта, а вся приграничная полоса шириной 20 км — это прифронтовая полоса.
Андрей Богатов, командир ЧВК «Вагнер», Герой России: «В свете последних событий, которые происходят у нас на границе, начинаем делать глубоко эшелонируемую линию обороны на сотни километров».
Укрепления — бетонные пирамиды — устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга. Так называемые зубы дракона должны препятствовать продвижению военной техники. Их задача — остановить танки, где те должна уничтожить артиллерия.
«Вагнеровцы» создают центры подготовки ополченцев в приграничных областях. В Белгородской области первый сформированный из местных жителей отряд тренируют бойцы ЧВК, получившие боевой опыт в зоне спецоперации.
В приграничных областях действует средний уровень реагирования. На первый взгляд, в том же Курске все выглядит обыденно, если не считать памяток на дверях подъездов о том, как себя вести при обстрелах, и свежих табличек «укрытие», показывающих направление в ближайший подвал.
По утвержденным нормам, одно укрытие в городской застройке рассчитано на количество людей, проживающих в радиусе 400 метров. В Железнодорожном округе Курска таких укрытий более 300, и это не считая погребов и подвалов в частном секторе.
Жители частного сектора Сергей Горбунов из Саранска и Александр Сигидов из Ставрополя на своих подворьях сделали погреба двойного назначения.
Сергей Горбунов: «Отличие этого погреба от других — то, что он полностью герметичен, в принципе его можно использовать для бомбоубежища в чрезвычайных ситуациях. Бункер наш мы монтировали два года назад, тогда он обошелся в районе 150 тысяч рублей».
Александр Сигидов: «Основные стены толщиной 60 см от крупнокалиберного снаряда. Ориентировочная стоимость нижних помещений, не считая верхней части, — 300 тысяч рублей».
У Александра в бункере уже есть зоны отдыха и купания. Сергей собирается расширить верхние полки, где сейчас стоят закрутки, и сделать спальные места. А еще нужно не забыть о системе рекультивации воздуха, очистки воды, генераторе и отоплении — небольшой тепловой пушки будет достаточно.
Алексей Симахин