Укреплением национальной безопасности и защитой американских интересов в Министерстве торговли США объяснили запрет на продажу мощных микрочипов в Китай. Речь идет о полупроводниках американского производства или тех, что созданы с использованием американских технологий. Пока политологи описывают такое технологическое размежевание как еще один шаг в торговой войне, западные экономисты уже предрекают Китаю цунами перемен и каменный век. Однако в прессе все чаще задаются вопросом: а будет ли такое размежевание безболезненным для самих Соединенных Штатов?
Первая за последние пять лет встреча Си Цзиньпина и Джо Байдена, она же первая, когда оба в роли глав государств на G20. Политики обсуждали проблемы международной безопасности 3 часа 12 минут. Тон этой встрече, по мнению многих экспертов, должны был задать шаг администрации Байдена по блокированию экспорта передовых компьютерных чипов в Китай.
Крис Миллер, доцент кафедры международной истории в Школе Флетчера при Университете Тафтса: «Это обширный набор ограничений на продажу в Китай определенных передовых чипов, а также технологий производства чипов, которые будут сдерживать продвижение Китая в этой сфере в течение некоторого времени».
Это должно, по мнению Вашингтона, ограничить способность Китая создавать передовые центры обработки данных и развертывать искусственный интеллект. Однако это побудило Китай вкладывать еще больше средств в собственные технологии. Си Цзиньпин ответил на запрет экспорта в своем выступлении на съезде Коммунистической партии Китая, пообещав, что будет действовать, чтобы Поднебесная стала независимой от США в производстве полупроводников и других технологий.
Эндрю Фелан, бывший исследователь
Запрещая свои технологии Китаю, США решили в течении двух лет импортозаместить тайваньские микропроцессоры, вложив в их разработку около 250 миллиардов долларов. Но дело, как говорится, в процессе.
Крис Миллер: «Сегодня 90 самых передовых процессорных чипов можно производить только на Тайване. Поэтому, даже несмотря на то, что мы тратим больше денег, чтобы побудить производителей чипов строить здесь новые мощности, мы все еще будем полагаться на Тайвань в производстве наших самых передовых чипов».
Вопрос геополитики становится вопросом ресурса микроэлектроники, основным источником которой стал остров Тайвань. И Соединенные Штаты, и Китай пусть и по разному, но считают его ближе каждый себе.
Чжао Лицзянь, официальный представитель Министерства иностранных дел КНР: «Тайваньский вопрос лежит в основе интересов Китая. Принцип одного Китая является краеугольным камнем политической основы
Нынешнее состояние
Си Цзиньпин, председатель Китайской народной республики: «Как всегда, я готов к откровенному и глубокому обмену мнениями с господином президентом по вопросам, имеющим стратегическое значение в отношениях между Китаем и США и по основным глобальным и региональным вопросам на нашей сегодняшней встрече. Я также рассчитываю на сотрудничество с вами, чтобы вернуть
Речь Байдена перед разговором с китайским лидером была о том, что страны могут справиться с разногласиями, не допустить, чтобы конкуренция переросла в нечто близкое к конфликту, но уже после встречи четко дал понять, что единый Китай — Китай без Тайваня.
Джо Байден, президент США: «Мы собираемся активно конкурировать, но я не ищу конфликта, я хочу ответственно подойти к этому соревнованию. И я хочу убедиться, что каждая страна соблюдает международные правила. Наша политика единого Китая не изменилась. Мы выступаем против односторонних изменений
По мнению американского президента, пока Вашингтон импортозамещает островные чипы, отодвигая Китай от технологий, будет от Поднебесной отодвинут и Тайвань.