В Анкаре прошли переговоры, которые могут повлиять на судьбу Североатлантического альянса. К президенту Турции на встречу прилетел премьер Швеции, чтобы получить одобрение на вступление королевства в НАТО. Этим же курсом сейчас следует и Финляндия. Видеть в военном блоке и Стокгольм, и Хельсинки хотят практически все страны-участницы . Против лишь Турция, которая пытается выбить для себя преференции.
Визит шведского
Накануне визита турки выставили шведам два условия, которые могли бы удовлетворить Анкару: выдача курдских активистов, которых здесь считают террористами, и снятие эмбарго на поставки турецкого оружия.
Бекир Боздаг, министр юстиции Турции: «Если шведы предпримут решительные шаги по борьбе с терроризмом в Турции, если они пересмотрят вопрос о санкциях, включая эмбарго на поставки оружия Турции, наверное, мы сможем завершить процесс полноправного членства в НАТО. Но до сих пор нам не вернули ни одного человека ни из Финляндии, ни из Швеции».
Пока Турция лишь присматривается к поведению скандинавов. В Швеции же не скрывают, что откровенно ошеломлены позицией Анкары, которая противодействует их стремлению войти в Североатлантический альянс.
В НАТО заявляют, что блок привержен политике открытых дверей. Но двери, приоткрытые сейчас для Швеции и Финляндии, все еще держит на цепочке Реджеп Эрдоган и просит за вход довольно солидный выкуп. А в Турции ведь принято торговаться. Так что шведам и финнам, скорее всего, придется пойти на уступки, чтобы турки сбросили цену за вступление в Североатлантический альянс.
Судя по всему, шведы свой нравственный выбор уже сделали. Еще до прилета Улофа Кристерссона в Анкару министр иностранных дел страны выступил с заявлением.
Тобиас Биллстром, министр иностранных дел Швеции: «Новое правительство Швеции дистанцируется от курдских ополченцев и попытается заручиться согласием Турции на вступление в НАТО».
Другими словами, курды нам, конечно, дороги, но НАТО
Улоф Кристерссон,
Швед говорил эти слова, с трудом выдерживая тяжелый взгляд Эрдогана. По всей видимости, на этот раз ссылки на демократию и права человека по отношению к курдским активистам не сыграют никакой роли.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Они все террористы и сволочи».
Пока формально Турция все еще остается одной из двух стран — членов НАТО, которые не дали своего согласия на присоединение Финляндии и Швеции к блоку. Если же шведы выполнят все достигнутые договоренности, то остается лишь Венгрия. Впрочем, в Будапеште уже дали понять, что венгерский парламент даст зеленый свет Швеции и Финляндии на вступление в НАТО в ближайшие месяцы.