В Шарм-эш-Шейхе начал работу Всемирный экологический саммит ООН. Одна из центральных тем форума введение «климатических репараций». Это выплаты, которые обязаны осуществлять богатые страны за ущерб окружающей среде от промышленных выбросов. Идея выглядит утопической на фоне кризиса в Европе, отказа от чистого российского газа и возврата к каменному углю.
Перед саммитом прошлого года экоактивисты наряжались мертвыми русалками и выбрасывались на берег или одевались в костюмы природного апокалипсиса. Перед саммитом этого года экоактивисты стали атаковать изобразительное искусство. После Ван Гога, Вермеера и Моне активистки приклеились к обеим Махам Гойи — и обнаженной, и одетой. По Лондону же ходила практически столь же обнаженная, как Маха, защитница птиц. Молодой женщине, на которой из одежды были трусы, перья и коричневая краска, водители были рады больше, чем активистам другого пола, которые весь октябрь третировали их, перекрывая дороги и требуя прекратить использовать нефть и газ. Рыжей краской, хотя это и не объект искусства, попало и МВД, и Банку Англии. Засветили даже логово британских спецслужб — здание MI5.
В Египте европейские экоактивисты ничего такого сделать не должны: ходить голой, как и тормозить автомобили, — полное безумие. Там очень плотное, быстрое и не всегда предсказуемое движение. Не поедет в Египет и самая известная экоактивистка в мире Грета Тунберг, потому что считает, что для «людей у власти» «зеленая повестка» — лишь способ саморекламы, а саммит — это все «мошенничество и ложь». Прошлый саммит она назвала
Главные пункты, которые делегатам удалось согласовать на прошлогоднем саммите, более не действительны. Главной целью прошлого саммита было заставить страны стремиться к отказу от угля. Но энергетический и экономический кризис поставил крест на стремлениях быть безугольными и «зелеными». В Европе импорт угля за январь — август 2022 года вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом, а стоимость на мировых рынках — в три раза. Символичен шаг назад Германии: там сносят ветроэлектростанцию для расширения угольной шахты. Но лидеры западных стран продолжают кидать слова надежды на ветер.
Риши Сунак,
Европейский союз не хочет пускать британцев в ветряные сверхдержавы и представят свою компромиссную позицию: в связи с мировым энергетическим кризисом наступление светлого безуглеродного будущего откладывается, но временно. Однако климатическим обещаниям европейцев о скором нулевом выхлопе не верят развивающиеся страны, привыкшие полагаться на уголь, нефть и газ. Не верят и сами европейцы, промышленность которых на грани краха