К масштабной инвентаризации затонувших кораблей приступили на Дальнем Востоке. Используют квадрокоптеры и морских роботов. Такая разведка нужна специалистам, которые вскоре начнут поднимать ржавые суда на поверхность. Все работы ведутся в рамках федеральной программы по очистке прибрежных бухт.
В Охотском море уже достаточно прохладно, но опытные сахалинские дайверы не спешат закрывать сезон. Недалеко от порта Корсаков они обнаружили очередное затонувшее судно. Пока нет штормов, специалисты тщательно исследуют подводную находку.
Металлический корпус лежит на
Екатерина Сараева, руководитель туристического клуба «Пираты Охотского моря»: «Приезжают из разных городов России, которым интересно посмотреть на Сахалин, посмотреть, что тут под водой. Мы на протяжении года начали погружаться и смотреть новые точки, так называемые
Минувшим летом затонувшими судами заинтересовались и в сахалинском Минтрансе, но с другой целью — провести генеральную уборку прибрежных акваторий от груды ржавого металла. По данным чиновников, далеко не все пароходы ушли на дно в результате катастроф, многие из них
Эдуард Абрамов, ведущий руководитель проектов государственного казенного учреждения «Центр региональной цифровой трансформации»: «Это сколько нужно времени, чтобы развернуть плавсредство, прибыть к месту проведения работ и при этом выбирать погоду, волнение».
Данные о затонувшем имуществе фиксируют на общедоступной цифровой карте. Масштаб проблемы уже ясен: в ближайшие три года сахалинским властям предстоит поднять со дна более полусотни судов. Те, что покоятся в акватории портов, в приоритете. Они представляют потенциальную угрозу судоходству и вредят экологическому состоянию побережья. В пробах морской воды находят высокие концентрации тяжелых металлов и нефтепродуктов. Деньги на утилизацию обременительного подводного наследства поступят из федерального бюджета. Региональной казне такие расходы не по карману.
Максим Жоголев, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области: «Если рассматривать судно, находящееся в непосредственной близости к суше до 50 метров, суммы могут доходить до 10 миллионов рублей. А если суда находятся на больших глубинах, суммы многократно возрастают».
Список предназначенных к подъему судов тщательно изучают в сообществе дайверов. Навести порядок в прибрежной полосе они тоже считают необходимым, но некоторые объекты лучше бы и вовсе не трогать. Дело не только в развитии подводного туризма, но и в сохранении объектов со статусом воинских захоронений.
По опыту других дальневосточных регионов, где уже приступили к очистке портов и заливов по федеральной программе, на утилизацию отправляют суда, затонувшие исключительно на мелководье. Объектам, которые находятся достаточно глубоко и уже стали частью донного ландшафта, такая участь не грозит, следовательно, сахалинские дайверы могут продолжать разгадывать тайны Охотского моря.