Совбез ООН обсудил ситуацию иранскими беспилотниками. Запад утверждает, что Россия использует их в зоне спецоперации на Украине. Никаких доказательств у западных стран нет, но тем не менее они призывают секретариат ООН провести соответствующее расследование. Если организация действительно отправит для этих целей свою миссию в зону конфликта, Россия может пересмотреть свои отношения с ней. Об этом заявил Василий Небензя. Он указал на то, что расследования не входят в компетенцию секретариата, а искусственное расширение его полномочий нарушает устав ООН.
Тему иранских беспилотников, якобы использующихся Россией, в Совбезе ООН начали обсуждать еще на прошлой неделе. США, Франция, Великобритания и Германия тогда попросили от секретариата организации провести расследование использования иранских дронов, так как Иран находится под санкциями и, согласно резолюции того же Совбеза, не может торговать определенной продукцией без разрешения. Но, похоже, коллективному Западу уже и расследование особо не нужно, виновные назначены.
Роберт Вуд, представитель США по политическим вопросам в ООН: «Иран в нарушение резолюции 2231 предоставил России беспилотники для нанесения ущерба гражданским объектам Украины. В нарушение резолюции Россия их приобрела. Нет никаких сомнений, что передача была проведена без согласия совета, и опять это нарушение резолюции. Поэтому это подпадает под полномочия генерального секретаря провести расследование».
Россия уверена, что вопрос вообще не в беспилотниках. В конце концов, резолюция, которой теперь прикрывается Запад, была частью так называемой ядерной сделки с Ираном. Ее США разорвали в 2018 году при президенте Трампе, следовательно, и Иран не обязан больше ее соблюдать. Дело в соблюдении устава ООН, считает российский постпред.
Василий Небензя, постоянный представитель РФ при ООН: «Действия западных делегаций, которые требуют от секретариата проведения расследований сюжета с дронами, создают исключительно опасный прецедент для работы ООН. С правовой точки зрения они добиваются искусственного расширения компетенций секретариата и придания ему несвойственных функций за счет вторжения в прерогативы Совбеза ООН».
Действительно, если секретариат ООН станет проводить расследования по запросу отдельных стран, тогда зачем вообще нужны коллективные органы, в том числе Совбез или Генассамблея?
Василий Небензя: «Те же члены Совбеза, которые буквально две недели назад в этом зале с пеной у рта доказывали необходимость защиты Устава ООН, сегодня сами его открыто нарушают и подталкивают к тому же секретариат ООН. А для США, которые уже четыре года как сами нарушают резолюцию Совбеза ООН 2231, выйдя в 2018 году в одностороннем порядке из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), это уже просто
Об Иране вспомнили сегодня и в Белом доме. Там президент Байден принимал израильского коллегу Исаака Херцога. Детали переговоров неизвестны, но после встречи Херцог рассказал, что об Иране говорили больше всего.
Ицхак Герцог, президент Израиля: «В основном мы обсуждали тему Ирана, его стремление получить ядерное оружие, подавление своих собственных граждан жестокими, яростными методами и активность Ирана по поставкам вооружений, которые убивают невинных граждан в Украине».
Херцог наверняка имел в виду беспилотники. Накануне сообщалось, что он даже привез в Белый дом некие доказательства их поставок России, однако никто их пока так и не увидел. И Вашингтон молчит. Байден по итогам разговора ограничился дежурной фразой.
Джо Байден, президент США: «Мы продолжим поддерживать Украину вместе с нашими союзниками и партнерами по всему миру, пока она защищает себя от грубой российской агрессии. Мы должны сохранять НАТО сильным и единым, встречая сегодняшние и завтрашние угрозы».
Израиль до сих пор отказывается поставлять Украине оружие, оказывая только гуманитарную помощь, что вызывает неудовольствие у некоторых политиков в Вашингтоне и Киеве. Многие полагали, что на встрече президентов Байден затронет вопрос военной помощи Украине, однако похоже этого не произошло.
Джон Кирби, спецпредставитель Белого дома: «Война меняется, возможности меняются. И каждое государство, оказывающее помощь Украине, должно это делать на своих собственных условиях, потому что у них есть свои собственные вопросы национальной безопасности, о которых им приходится думать. Так что мы никого не уговариваем, не выкручиваем руки, не подталкиваем. Мы просим, мы проводим эти встречи контактной группы по Украине чтобы обеспечить площадку и механизм для государств по оказанию помощи. Но они должны делать это сами. Что касается отношений. Как вы могли убедиться сегодня, с Израилем они очень, очень крепкие, нерушимые, как мы любим говорить. И мы уважаем, что Израиль сам будет принимать свои решения».
Впрочем, и без Израиля помощи достаточно. Возможно, уже до конца этой недели Белый дом примет решение о передаче Киеву противовоздушных систем Hawk. Они хоть и разработаны еще во время Вьетнамской войны, но с тех пор их несколько раз усовершенствовали, радиус их действия больше, чем у Stinger. Hawk — это предшественник Patriot, в поставках которых Украине Вашингтон ранее отказал. Пока неизвестно, сколько таких систем планируется передать Киеву, но говорят об общей сумме очередных поставок на 700 миллионов долларов.