XX съезд Компартии Китая, состоявшийся на этой неделе, многие наблюдатели называют «судьбоносным» только для Китая, но и для всего мира. За 10 лет, что Си Цзиньпин был у руля, Китай не только оброс новыми небоскребами и линиями скоростных железных дорог, но и рискнул бросить вызов США в неформальной гонке за лидерство среди мировых сверхдержав. Вашингтон уже официально называет Пекин своим главным стратегическим соперником. Этим летом Китай и Соединенные Штаты две ядерные державы оказались в шаге от вооруженного конфликта из-за проблемы Тайваня. Поэтому к любым шагам Пекина сейчас приковано внимание всего мира. Куда пойдет Китай после эпохального съезда?
К Дому народных собраний в Пекине, на площадь Таньаньмэнь, съезжаются многочисленные делегаты Коммунистической партии Китая. 33 года назад на этой площади во время студенческих волнений неизвестный бунтарь перегородил колонну танков. Эти кадры вошли в историю. Тогда люди, решившиеся на протест в закрытом государстве, хотели изменить будущее Поднебесной. Чем, все это закончилось, хорошо известно: теперь будущее Китая хотят изменить люди в
Долгими продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию, делегаты XX съезда Компартии Китая приветствуют своего генсека — председателя КНР товарища Си Цзиньпина. В субботу, 22 октября, он был переизбран руководителем партии на третий пятилетний срок. Ожидается, что уже завтра Си Цзиньпина официально назначат генсеком.
Си Цзиньпин, председатель КНР: «Мы приветствуем столетие Коммунистической партии Китая, мы открыли новую эру социализма с китайской спецификой, мы искоренили абсолютную бедность, приложив большие усилия для завершения построения общества среднего зажиточности».
По словам Си Цзиньпина, за этим съездом следит весь мир. В России, наверняка, ждали, скажет ли товарищ Си
Си Цзиньпин: «Партия будет направлять китайский народ всех этнических групп на реализацию первращения Китая в великую во всех отношениях социалистическую современную страну».
Вопреки политической традиции Поднебесной последних десятилетий, которая предполагала смену первого лица государства после двух пятилетних сроков, председатель КНР Си Цзиньпин готов уверенно вступить во второе десятилетие своего правления. Таким образом, товарищ Си становится первым руководителем Китая со времен Мао Дзедуна, который будет править более двух пятилетних сроков подряд.
Через 10 лет, когда должен пройти XXII съезд Китайской коммунистической партии, Си Цзиньпину будет «всего» 79 — то есть как Байдену в данный момент. Впрочем, уже сейчас председателя Си на родине называют ядром государства, фактически это синоним титула «вождь». И во главе с ним Китай стремится предстать лидером нового мира, построенного на концепции «единой судьбы человечества».
Майкл Шойер, офицер ЦРУ в отставке: «Я думаю, председатель Си очень любит власть. У него есть свое видение будущего, он хочет завершить осуществление инициативы „Один пояс — один путь“ и, конечно, мечтает присоединить Тайвань».
В июле третий человек в иерархии власти США — спикер палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси — отправилась с визитом на Тайвань. Пекин поднял в небо истребители, в море чуть не столкнулись китайские и американские авианосцы, мир оказался на грани конфликта двух ядерных держав.
Майкл Шойер: «Си может напасть на Тайвань, с которым мы, к сожалению, связаны договором. От договора просто так не отмахнуться, он был заключен около полувека назад. На самом деле это беспокоит меня даже сильнее Украины. Я не знаю, насколько Си бесстрашный, но если он действительно на это способен, то вокруг него наверняка соберутся люди, которые скажут: сейчас самое подходящее время, мы только что обошли США в экономическом и военном аспектах».
Минувшим летом все обошлось. Вполне вероятно, что председатель Си знал, что пойдет на новый срок, а значит, для решения тайваньской проблемы у него еще много лет впереди.
«Китайский дракон в ближайшие годы
Удивительно, но будущее Китая и его положение в мире сейчас зависит не только от юбилейного XX съезда Компартии, но и от предстоящих в ноябре выборов в американский Конгресс.
Майкл Ректенвальд, профессор
Профессор
Майкл Ректенвальд: «Трамп поступал с Китаем жестко, но Байден поступает с Китаем глупо. Он резко обострил напряженность в отношениях, увеличивая вероятность военного конфликта между двумя нациями, если не напрямую, то через посредников. Поэтому я считаю, что по сути мы уже готовим почву для
Если