О том, что зима в Европе будет непростой, говорят все и политики, и бизнесмены, и простые обыватели. При этом если раньше европейцы могли надеяться на какую-то помощь со стороны Вашингтона, то теперь спасение замерзающих станет делом рук самих замерзающих. Байдену сейчас не до спасения Европы свои бы проблемы как-то разрешить. Переговорами и угрозами президент США пытался уговорить Саудитов хотя бы на один месяц отложить сокращение добычи нефти, чтобы взлетевшие цены на бензин не стали сокрушительным ударом по его партии на выборах в Конгресс. Но Эр-Рияд ответил отказом. На дворе тем временем всего лишь середина октября. Что же будет дальше?
Европа теряет привычный облик под ударом энергокризиса. В Берлине погасли газовые фонари. Они освещали его улицы 200 лет. И вдруг стали слишком дороги.
В Чехии закрываются стекольные мастерские. Три столетия это ремесло прославляет Богемию. Но среди секретов, которые передают сквозь поколения, нет ответа на вопрос — что делать, когда счет за газ вырос в пять раз.
Во Франции — километровые очереди на заправках. Половина — без бензина. Три недели бастуют сотрудники нефтеперерабатывающих заводов. Требуют повышения зарплаты на 10 процентов. Нефтяные магнаты на уступки не идут.
Оливье Веран, министр солидарности и здравоохранения Франции: «Правительство призывает снять блокаду заводов. В противном случае мы сделаем это сами!»
Но даже угрозы вмешательства военных работников НПЗ не напугали. Они голосуют за продолжение забастовки.
И все это — на фоне новостей из Польши. Авария на нефтепроводе «Дружба». Российская нефть заливает польское кукурузное поле.
Матеуш Моравецкий,
Похоже на фарс, но не до смеха Сербии. Там быстро дали свою оценку.
Зорана Михайлович, министр горной промышленности и энергетики Сербии: «То, что происходит с нефтепроводом „Дружба“, по которому проходит только российская нефть, — продолжение диверсии на „Северных потоках“. Это мировая энергетическая война!»
Гнев министра энергетики понять можно. Восьмой пакет санкций против России стал первым против Сербии. Белград больше не может покупать нашу нефть через Хорватию. Помочь вызвалась Венгрия, предложив протянуть сербскую трубу к российской. Но как только о соглашении объявили, «Дружба» дала трещину.
Клаус Эрнст, депутат Бундестага, глава комитета по экономике и энергетике: «Если по трубопроводу „Дружба“ будет поступать меньше нефти, обеспечение Восточной Германии энергоресурсами будет осложнено».
Клаус Эрнст внимательно следит за расследованием. Это новый удар по Германии.
Клаус Эрнст: «В том, чтобы на длительное время вывести из строя „Северный поток“, больше всех заинтересованы США. Мы будем вынуждены покупать более дорогой сжиженный газ у Америки, если дефицит энергоресурсов будет сохраняться».
Поэтому так много внимания приковано к переговорам Путина и Эрдогана. Москва предлагает Анкаре создать в Турции газовый хаб и построить новый трубопровод в Европу по дну Чёрного моря.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Если даже эти совместные шаги Турции и Российской Федерации побеспокоят некоторые известные круги, они сделают счастливыми нуждающиеся страны».
Турция, конечно, выступает за, ведь проект даст больше возможностей проводить независимую политику. Как это делают страны Ближнего Востока. Настоящее бешенство в Вашингтоне вызвало решение ОПЕК+ сократить добычу нефти. Ведь совсем недавно Джо Байден посещал Саудовскую Аравию то ли с просьбой, то ли с приказом этого не делать.
Марк Лакур,
Примечательно, что американские танкеры с нефтью и СПГ не спешат спасать и замерзающую Европу.
Марк Лакур: «Часть поставок идет в Южную Америку, часть — в
Чувствуя себя обманутыми, жители Евросоюза выходят на улицы. Протесты вспыхнули в Риме. Над Германией летает самолет с требованием починить «Северный поток». В Лондоне жгут квитанции. Национальный энергетический оператор сообщил, что этой зимой миллионы британцев могут столкнуться с веерным отключениям энергии на три часа в день. Это заявлении уже спровоцировало ажиотажный спрос на свечи. Традиционное чаепитие, вероятно, теперь будет проходить в настоящей атмосфере Викторианской Англии.
А жители Франции готовятся не к блэкауту, а к холодам. В разы поднялись продажи термобелья и шерстяной пряжи. Вязание теперь — не досуг для бабушек, а модное хобби.