Киев, нанесший удар по Крымскому мосту, вполне осознанно пошел на повышение ставок в украинском кризисе. Ответная реакция на эту атаку, которую президент России назвал террористическим актом, не заставила себя долго ждать.
В понедельник российские войска нанесли массированные ракетные удары по украинской инфраструктуре. Взрывы раздались в Киеве, Днепре, Житомире, Харькове, Львове, Кривом Роге. Наверное, сигналы воздушной тревоги звучали на этой неделе практически во всех украинских городах. При этом главными целями ударов стали объекты энергетики. Массовое повреждение подстанций привело к тому, что Харьковская, Запорожская, Полтавская, Киевская и Львовская области остались без света и мобильной связи, в некоторых городах пропало и водоснабжение. Мэр Львова призвал жителей города организовывать в своих домах пункты обогрева с буржуйками на дровах, а также держать постоянный запас воды.
По сути, это первый удар такого масштаба по украинской энергосистеме с начала военных действий. На ликвидацию его последствий, по оценкам экспертов, может уйти несколько дней и даже недель, в течение которых возможны веерные отключения электричества и перебои со связью.
Массированные удары по украинской инфраструктуре совпали с важным, как многим кажется, назначением. Решением министра обороны РФ командующим объединенной группировкой войск в районе проведения специальной военной операции был назначен генерал армии Сергей Суровикин. У Суровикина репутация жесткого и требовательного военачальника. С начала спецоперации на Украине он руководил группировкой войск «Юг», которая участвовала в боях на территории ЛНР.
Новое назначение добавило западным аналитикам пищу для размышлений. Теперь они гадают, ограничится ли Россия акцией возмездия за Крымский мост? Или удары по критически важной украинской инфраструктуре станут новым этапом специальной военной операции? Политики и военные эксперты пытаются понять, сможет ли волна ударов с воздуха изменить расстановку сил на земле.
В понедельник с 8 утра жители украинской столицы начали выкладывать в Сеть кадры массированных ракетных ударов. Впервые с начала специальной военной операции эпицентром боевых действий стал центр Киева. Многие ракеты разрывались в непосредственной близости от главных административных зданий украинского правительства, СБУ и штаба территориальной обороны. Карта воздушных тревог в считаные минуты покраснела и разрослась по всей территории Украины. Впервые с 24 февраля под ударом оказался Львов. Минобороны РФ публиковало пуски крылатых ракет из акватории Чёрного моря. Стало понятно, что основные удары приходятся на объекты связи и энергетики. Останавливались ТЭЦ, поезда переходили с электричества на дизельную тягу, встало метро.
Владимир Зеленский, президент Украины: «Они стремятся к панике и хаосу, хотят уничтожить нашу энергосистему».
К вечеру энергетический коллапс привел
Илья Кива, депутат Верховной рады в
Крупнейшие западные издания напрямую увязали ракетные удары Москвы с атакой на Крымский мост. На этой неделе появились результаты расследования теракта. ФСБ отследила маршрут грузовика и установила заказчика. Им, по данным спецслужб, является Главное управление разведки Украины. Взрывчатку, закамуфлированную в рулоны со строительной пленкой, загрузили в порту Одессы и отправили по морю через третьи страны еще в августе, то есть ровно тогда, когда была заключена так называемая зерновая сделка.
Владимир Путин, президент РФ: «Если выяснится, что гуманитарные коридоры для поставки зерна в беднейшие страны используются для совершения террористических актов, то, конечно, это поставит под большой вопрос дальнейшее функционирование этого коридора.
Еще в понедельник на заседании Совбеза российский президент заявил, что ответ на диверсии подобные той, что произошла на Крымском мосту, последует жесткий и по своим масштабам будет соответствовать уровню угроз. Однако то ли ВСУ не услышали, то ли не захотели прислушиваться, но всю неделю на границе России и Украины происходило то, что Москва тоже может квалифицировать как террористические атаки. Удары наносили по подстанциям и складам с боеприпасами, а в Белгороде ракета попала в многоэтажный жилой дом.
Все это, кажется, только подогревало как в Киеве, так и в мире неугасающую полемику о возможности применении Россией ядерного оружия. Неизвестно, каким образом после ракетных ударов Москвы Зеленский созвал экстренный саммит G7 — то ли по протоколу, то ли по WhatsApp.
Владимир Зеленский: «Эммануэль Макрон мне всегда говорит: ты мне звони на WhatsApp. И мы действительно очень много с этими президентами, о которых я сказал, говорим, не по протоколу, а быстро, это были быстрые реагирования».
Но реакция не заставила себя долго ждать: НАТО объявляет о проведении ядерных учений вблизи российских границ.
Глен Грант, британский полковник, бывший советник Вооруженных сил Украины: «Западные страны и НАТО четко дали понять, что любое использование тактического ядерного оружия будет расцениваться как атака на Запад».
Стоявший у истоков перевооружения украинский армии на натовские стандарты британский полковник Глен Гран, кажется, и сам не думал, что
Глен Грант: «Вероятно, что ответного ядерного удара не последует. Скорее всего, ответом может стать атака высокоточными ракетами, которые будут направлены на самые важные объекты в России — главные командные пункты и тому подобные. Или же альтернативный вариант: вообще не трогать Россию, но уничтожить все российские войска на Украине. Это тоже весьма вероятный ответ. Так у России не возникнет повода обвинять Запад в
Но, может быть, ядерными маневрами Запад пытается заместить недостающие Киеву поставки ПВО? Хотя, кроме ударов по инфраструктуре, которые могут стать новым поворотом в специальной военной операции, у Киева появилась еще одна головная боль на севере.
На этой неделе Александр Лукашенко заявил о приеме в Белоруссии военных из России и развертывании совместной группировки, в связи с чем многие восприняли его посыл как желание и готовность Минска вступить в большую игру прямо сейчас. Однако речь, по словам белорусского лидера, идет не об открытии второго фронта против Украины, а об охране собственных рубежей.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «По неофициальным каналам нас предупредили о нанесении удара по Белоруссии с территории Украины. Как было заявлено: мы сделаем так, что это будет Крымский мост — 2. Мой ответ был прост: доведите сведения президента Украины и других умалишенных, что Крымский мост им покажется цветочками, если они прикоснутся своими грязными руками хоть к одному метру нашей территории».
В итоге Белоруссия повысила готовность сил и средств как пограничников, так и военных. Контрольные и сторожевые посты сейчас стоят на всех дорогах, ведущих к украинскому кордону. Действия украинцев здесь действительно наделали много шума. Можно только догадываться, зачем они валят лес. То ли они строят линию обороны, то ли после российских ударов по инфраструктуре готовятся к зиме. А еще на той стороне можно увидеть, как украинские военные выпивают, показывают непристойности, устраивают дымовые завесы. Выглядит это комично.
С одной стороны,
Зеленский призывает страны G7 выставить на
Уж точно Киев не ожидал удара в спину прямиком
Илья Кива: «Теперь им придется или платить за услуги связи, или одерживать поражение за поражением, потому что в действительности связь и предоставляемые разведданные позволяли на отдельных участках фронта обыгрывать и опережать союзные силы Российской Федерации».
Может быть, так Илон Макс перешел от призывов к миру к принуждению к миру? Ведь не случайно в последнее время так много разговоров в Киеве и в мире о том, поедет ли украинский президент на саммит G20 на Бали. Индонезийцы направили приглашения и Зеленскому и Путину, однако окончательного решения еще никто не принял. Хотя у Зеленского в этом смысле есть преимущество. Из разлетевшегося на этой неделе видео вдруг неожиданно выяснилось, что вместо себя он может отправить на саммит свою голограмму.
Многие в этом тут же нашли подтверждение, что все свои выступления Зеленский записывает чуть ли не на хромакее. Хотя для мира сейчас по большому счету даже неважно, кто бы ни встретился на саммите G20 — президенты, двойники, голограммы или
Алексей Петрушко