Дорожные камеры слишком часто ошибаются, а по фотографиям не всегда понятно, было нарушение или нет. Не пристегнул игрушку штраф, почесал щеку штраф. Для комплексов видеофиксации разработали новый ГОСТ, но не станет ли он еще одним поводом отказать в обжаловании постановлений?
Татьяна Августевич получила ошибочный штраф за выезд на встречную полосу, но этого на фотографии нет. Женщина удивилась, потому что на снимке ее машина едет по своей полосе. В ГАИ предположили, что это ошибка камеры.
Татьяна Августевич, автомобилист: Номер регистрационный закреплен по левой стороне на бампере. Камера, которая увидела этот номер ближе к сплошной разделительной линии, решила: раз номер почти на линии, то автомобиль едет ровно посередине дороги.
Даже разработчики комплексов видеофиксации подтверждают, что ошибки камер — не редкость. Как выяснила программа «Главная дорога», на рынке есть недобросовестные игроки, а контроля за ними нет.
Сергей Ласкин, директор компании — разработчика комплексов видеофиксации: «Получают сертификат, в котором написано, что прибор прошел все испытания и соответствует ГОСТу. Прибор кладут себе на полочку и фактически начинают производить оборудование, которое ничего общего не имеет с тем, что они испытывали. По сути, это подделка под то, что они сертифицировали».
Новый ГОСТ, который планируют принять, будет обязательным, в отличие от прежнего рекомендательного. В нем прописана 21 ситуация на дороге и универсальные требования, как именно нужно фиксировать нарушения. Камеры должны подстраиваться под информацию на электронных знаках и табло, реагировать на изменения погоды и угла наклона, который тоже влияет на точность измерений. Фотографии должны быть четкими и цветными.
Дмитрий Митрошин, начальник научного центра БДД МВД РФ: «Цветные изображения позволяют правильно фиксировать дорожные знаки, четко фиксировать, какой именно сигнал светофора горел. Это связано с тем, что необходимо увеличить количество информации, которая может стать основой для квалификации правонарушения».
По некоторым нарушениям должно стать больше фотографий, это касается проезда без остановки знака вафельной разметки и пешеходного перехода, когда на нем есть пешеход. Инспектору будет легче принимать справедливые решения.
Григорий Шухман, участник рабочей группы по разработке ГОСТов комплексов видеофиксации: «Фотографий в этом случае недостаточно. То есть не понятно, то ли машина остановилась и поехала, то ли она просто двигалась, а зафиксировали ее в процессе движения. Это все нужно оценивать только с видеозаписью».
Наличие видеозаписи указано в ГОСТе, но что именно должно быть зафиксировано и как это оценивать — не написали. Чтобы ошибок было меньше, нужен постоянный контроль производителей.
Сергей Ласкин, директор
Затем снимаются все приборы, отзывается лицензия на это оборудование, аннулируется сертификат подтверждения типа до разбирательства.
Общественники настаивают, что необходимо добавить в ГОСТ и требование о разработке методик исследования материалов: что считать ошибкой и как это определить. Но финальное решение выносит инспектор. И он должен за это отвечать.
Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов: «Ответственность будет либо рублем, либо административная, но человек, который несет ответственность за это, будет гораздо внимательнее выносить постановления. Это будет определенным стимулом посмотреть потом на будущее, корректно ли установлена камера».
Пока автомобилисты, общественники и производители уверены: новый ГОСТ станет лишь еще одним основанием отказать водителю в обжаловании штрафа, ведь комплексы будут не только сертифицированными, но еще и соответствующими ГОСТу, поэтому найти аргументы против таких камер станет еще сложнее.