Владимир Путин сегодня заявил, что за терактами на «Северных потоках» стоят те, кто хочет сам продавать Европе энергоресурсы по неоправданно высоким ценам. Россия же может противопоставить этому более выгодные сделки. Москва готова поставлять газ партнерам, если потребуется газовые потоки можно перенаправить через Турцию.
Владимир Путин: «Как в приличных компаниях говорят: highly likely, всё понятно, всё ясно, кто там за этим стоит и кто выгодоприобретатель. Можно теперь, действительно, в больших масштабах навязывать европейским странам природный сжиженный газ из США, который явно уступает по конкурентоспособности российскому трубопроводному газу. Ведь цены на американский СПГ значительно выше, это всем хорошо было и раньше известно, а сейчас тем более, но есть и риски еще дополнительные, кроме ценовых показателей. Риски заключаются в том, что все это очень нестабильно и любые поставки могут „уплыть“ в другие регионы мира. И мы это, кстати, наблюдали, причем совсем недавно, когда американские танкеры, везущие СПГ в Европу, разворачивались на полпути и меняли пункты назначения, потому что продавцам СПГ предложили большую цену в другом месте. При этом интересы европейских покупателей игнорировались».
А Россия, напомнил Путин, тогда пришла на помощь и направила Европе дополнительные поставки газа. Но о таком вспоминать сейчас не принято. Напротив, вводится потолок цен на российские энергоресурсы. Сам прецедент, по мнению Владимира Путина, уже сигнализирует о том, что подобные ограничения могут быть введены против сельскохозяйственных или промышленных товаров в любое время в любой стране. Что касается России, то наша страна никогда не станет работать себе в убыток.
Владимир Путин: «Приведу цитату американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмана: „Если вы хотите создать дефицит, например, помидоров, то нужно просто принять закон, по которому розничные торговцы не могут продавать помидоры более чем за два цента за фунт. Вы тут же получите дефицит помидоров. То же самое — с нефтью или газом“. Напомню, что Милтон Фридман ушел из жизни в 2006 году. Он не имел никакого отношения к российскому правительству и уже точно не может быть записан в агенты влияния России. Скажу одно — Россия не будет действовать вопреки здравому смыслу, за свой счет оплачивать чужое благополучие. Мы не станем поставлять энергоресурсы в те страны, которые ограничат цены на них. Тем, кто вместо делового партнерства и рыночных механизмов предпочитает шулерские уловки и беспардонный шантаж, — а мы в такой парадигме в политической сфере живем уже десятилетиями, — хочу сказать, что мы не будем действовать себе в ущерб, имейте в виду».