Россию нельзя победить извне, ее можно расшатать только изнутри. На это сейчас делается главная ставка. В первую очередь стараются нанести удар по нашей уверенности в своей стране и нашей гордости. И подрыв на Крымском мосту очень яркое доказательство. По официальной версии, взорвалась фура, ехавшая с материка в Крым. Видео загоревшихся рядом цистерн с топливом обходит весь мир, и именно на это весь расчет. Ведь сам мост выдержал, движение по нему снова запущено. Но террористам всегда важен медийный и психологический эффект, для этого они и выбирают то, что несет символическое значение. И это означает простое нас провоцируют поднять ставки.
Судя по кадрам с камер видеонаблюдения, взрыв, прогремевший на Крымском мосту ранним утром в субботу, был мощным, специалисты предварительно говорят о нескольких сотнях килограммов или даже тоннах в тротиловом эквиваленте. Звуки разбудили жителей домов, чьи окна выходят на Керченский пролив.
Обрушились две секции автотрассы, но опоры устояли. Пламя взрыва перекинулось с автомобильной части моста на железнодорожную и охватило состав с топливом. Возможно, под его прохождение по мосту и было выбрано время подрыва.
Дым от пожара был виден издалека еще несколько часов. Днем огонь был ликвидирован. Как сообщают в МЧС, удалось оперативно расцепить вагоны, поэтому из 59 цистерн состава успело сгореть лишь девять. И уже около двух часов дня на месте смогли начать работу следователи.
Об основных деталях происшествия стало известно довольно быстро. Как сообщили источники в следствии, взрывчатка находилась в грузовой фуре, которая выехала из Краснодарского края и направлялась в Керчь. Автомобиль доехал до точки, где дорога поднимается, равняясь с железнодорожными путями, образуя арку, под которой по проливу ходят морские суда. Сама она не пострадала. Но человеческих жертв избежать не удалось, погибли три пассажира легковой машины, оказавшейся рядом с взорвавшимся грузовиком.
Владельца фуры установили мгновенно, но он находится не в России и в тот же день записал видео о том, что не причастен к взрыву.
Самир Юсубов, владелец фуры: «Я, Юсубов Самир, к случившемуся на крымском мосту никакого отношения не имею. Фура оформлена на меня, но на ней работает дядя, двоюродный брат моего отца Махир Юсубов».
Однако эти слова, как и многие другие детали, еще требуют проверки. Расследование будет вестись на самом высоком уровне. Владимир Путин утром в субботу дал поручение сформировать правительственную комиссию, ее члены уже через несколько часов были на месте.
Региональным властям тем временем пришлось решать проблемы, связанные с временной остановкой движения по мосту. По обе стороны пролива оставались автомобили, в том числе грузовые. Их оперативно распределили по перехватывающим стоянкам. Но главные опасения касались снабжения полуострова. Его глава, впрочем, сразу пообещал, что никаких перебоев не будет.
Сергей Аксёнов, глава Республики Крым: «Продовольственных запасов — больше чем на два месяца практически по всем направлениям. Рисков в этой части никаких нет. Работы по восстановлению Крымского моста будут вестись без всякой бюрократии».
Но никакой паники и не возникло.
Более нервно отреагировали автомобилисты, в первые часы на заправках выстроились очереди, а некоторые владельцы колонок даже поднимали цены топливо. Последние, правда, рискуют привлечь к себе внимание генеральной прокуратуры, которая сразу заявила о том, что будет проверять случаи необоснованного повышения цен.
ЧП нарушило и планы туристов, некоторые должны были в этот день въехать в Крым, другие закончить отдых. Тем, кто вынужден был остаться на материковой стороне, было предложено либо провести отпуск на краснодарских курортах, либо бесплатное жилье до момента восстановления движения по мосту. А в Крыму отели безвозмездно продлили своим гостям номера.
Бесплатным будет в ближайшее время и паромное сообщение, ЧП на навигации никак не отразилось, хотя неустойчивая погода влияет на график движения судов. За считанные часы восстановили и автомобильное движение — по двум уцелевшим полосам в реверсном режиме. Так что к концу того же дня ситуация практически нормализовалась.
Но на Украине многие рассчитывали на другое, телеканалы поначалу явно переоценили последствия и приготовились праздновать.
Телеведущая: «На мой взгляд, эта новость подняла настроение всем украинцам. И знаете, я даже завидую тем, кто еще спит. Потому что когда они проснутся, их ожидает столько эмоций. Потому что в Крыму горит мост!»
Украинские эксперты активно рассуждали о том, что мост взрывали военные армии Украины. Почта Украины подошла к новостям из Крыма творчески, объявив о выпуске памятной марки. Около офиса президента оперативно установили билборд с эскизом, на фоне которого могли сфотографироваться киевляне, кажется, уверенные в том, что мост был атакован именно ВСУ.
А официальные власти Украины тем временем молчали. Утром в соцсетях появилось сообщение советника администрации украинского президента: «Крым, мост, начало. Все незаконное должно быть разрушено, все украденное — возвращено Украине, все российское оккупационное — изгнано». Истолковать его можно как заявление об успешной диверсии. Но уже к вечеру тот же Михаил Подоляк, вероятно, видя как развиваются события в Крыму, выдвигает теорию внутрироссийского заговора и приходит к выводу, что обстоятельства инцидента указывают на руку Москвы.
Михаил Подоляк, советник главы офиса президента Украины: «То есть это все говорит о том, что тщательное понимание логистики совершения данного эксцесса находилось только в руках у российских спецслужб».
На Западе основные серьезные политики с выводами и заявлениями не спешили. Из официальных лиц в субботу выступил только глава МИД Эстонии.
Урмас Рейнсалу, министр иностранных дел Эстонии: «Эстония, безусловно, приветствует это и поздравляет украинские подразделения специального назначения, которые, вероятно, стоят за этой операцией».
Уверенность, что за взрывом стоит Киев, очевидно, связана с тем, что на Украине на разных уровнях активно обсуждали возможность уничтожения моста в течении всех последних месяцев.
Сергей Кривонос, генерал ВСУ: «Крымский мост — вопрос политических дивидендов. Пока у нас есть другие военные цели, которые нужно уничтожать, и я бы придержал наши возможности по уничтожению Крымского моста до нужного момента».
Правда, многие другие украинские эксперты ранее высказывали сомнения в возможности успешной атаки на мост.
Олег Жданов, военный эксперт: «У нас нет огневых средств, которые смогли бы ударить по Крымскому мосту. А отправлять туда авиацию, допустим, бомбардировщики, это бессмысленно, потому что плотность ПВО там зашкаливает. Они просто не долетят.
И все же западная пресса почти единогласно пишет и говорит о том, что взрыв на Крымском мосту — результат работы украинских спецслужб. Американская The Washington Post, например, утверждает это со ссылкой на свои источники в Киеве.
Как бы то ни было, но к вечеру субботы почти все логистические последствия взрыва были устранены. Президент Владимир Путин отдельным указом приказал усилить меры защиты моста. И вскоре с симферопольского вокзала в Москву под привычный марш отправился пассажирский поезд, который через несколько часов благополучно проехал по Крымскому мосту в сторону Керчи.