В России набирает обороты новый тренд − вертикальные фермы. Их уже называют будущим сельского хозяйства. Преимущества очевидны: места занимают мало, не зависят от погоды, почти не требуют воды, а урожай приносят круглый год. Все их достоинства уже оценили в северных регионах.
Отвечая на детскую загадку «зимой и летом одним цветом», Ксения Макарова произносит: салат. Действительно, как тут поспоришь. На ее ситиферме с января по декабрь он в самом деле зеленый.
На новосибирских
Михаил Перлик, агротехнолог: «Система работает круглосуточно, сообщает обо всех ситуациях, которые происходят на ферме, дает телеметрию о жизнедеятельности, питании, климатических изменениях, либо о состоянии».
Ситифермы — модный и такой нужный тренд для городов с непростым климатом. В России, где всегда много холода, так вообще истинное спасение, ведь растут фрукты и овощи в нескольких часах езды от прилавков, следовательно, никаких тухлых томатов и огурцов с плесенью.
Ксения Макарова: «Вертикальные фермы могут накормить все регионы севера свежей зеленью и овощами, ягодами. Особенности этой технологии в том, что везде одинаковые условия выращивания, будь то Москва, пустыня в Сахаре или
География ситиферм, или вертикальных, как их еще называют, ширится от месяца к месяцу. Если еще сначала их по пальцам считали, то теперь точек на карте пару десятков. Плюсы весьма очевидны: меньше затрат на транспортировку и меньше рисков для урожая, а еще экономия на зарплатах сотрудников. Почти за всем следят роботы и компьютеры.
Ксения Макарова: «Ферма размером 25 на 25, как спортзал в школе, может ежегодно давать урожай в 52 тонны зелени или 22 тонны ягод, или 120 тонн овощей — томатов или огурцов».
Что ученные говорят о качестве урожая, ведь, растут фрукты и овощи в непривычной для себе атмосфере? Может быть, с грядки все же вкуснее?
Валентин Веденский, доцент агробиотехнологического департамента
Идея выращивать фрукты и овощи на таких вот угодиях уходит глубоко корнями в далекое прошлое. Историки сразу подметили — нечто подобное уже было в античности. Похоже, что создатели ситифермы вдохновлялись древнегреческой мифологией.
Дмитрий Беляев, кандидат исторических наук: «Когда сейчас говорят о возрождении зеленых зон, вот новые сады Семирамиды — это будущее, это на самом деле — возвращение к хорошо забытому старому, возвращению к прошлому. Многие аспекты человеческой цивилизации развиваются и движутся по спирали».
Ситифермы в России пока еще разрастаются по всей территории. Их не так много, как хотелось бы конечному потребителю. Но, в отличии от античных садов Семирамиды, новые российские предприятия совсем не миф, а реальность.