«Генетическая модификация животных» звучит опасно, но на самом деле в генетических лабораториях уже давно созрело много примеров вмешательства в ДНК с совершенно конкретными благими намерениями.
Кишечная палочка обычно вызывает неприятные ассоциации: отравление, плохое самочувствие. Но в Университете Джорджии именно эту бактерию научили производить прямо в кишечнике пациентов лекарство от болезни Паркинсона. При ней мозг не вырабатывает дофамин, и единственный способ облегчить состояние — ввести его предшественник — леводопу. Генетики создали бактерии, способные синтезировать это вещество из обычной и всегда доступной в организме аминокислоты тирозина.
Кишечная палочка — уже давно надежный друг биотехнологов. Сначала ее научили делать спасительный для диабетиков гормон инсулин — встроили ответственный за его производство ген в ДНК бактерий. И именно так — на
палочке — работают современные предприятия по выпуску инсулина.
Съедобное лекарство при помощи генной инженерии создали в Университете Калифорнии в Дэвисе. Там встроили в ДНК салата латука ген, позволяющий растению вырабатывать человеческий паратиреоидный гормон — его не хватает, например, людям в космосе, они теряют костную массу.
В Японии уже можно попробовать помидоры от гипертонии. Им чужие гены уже не добавляли, а вырезали те, что подавляют выработку снижающей давление
На архипелаг
В продаже в разных странах уже есть и множество продуктов, произведённых с применением генной инженерии — те самые страшные для публики ГМО, но на самом деле многократно проверенные и доказавшие свою безопасность. И то, что раньше занимало у селекционеров десятилетия, теперь прицельно делается куда быстрее. Уже разрешены к продаже в Штатах, например, лосось с несколькими копиями гена, отвечающего за синтез гормона роста. В итоге рыба на фермах гораздо быстрее набирает вес. Есть устойчивые к болезням и вредителям соя, кукуруза, папайя и многие другие культуры.
В России недавно отредактировали гены коров, чтобы не болели лейкозом. Для вегетарианцев и людей с непереносимостью созданы молоко, производимое
Но самое впечатляющее, конечно, это попытки менять ДНК человека — уже есть такие препараты для лечения некоторых наследственных болезней, включая гемофилию.