Сегодня ночью на подмосковный аэродром Чкаловский прибыл спецборт с освобожденными из украинского плена участниками спецоперации. К своим семьям возвращаются военнослужащие российской армии и народной милиции Донбасса 55 человек. Прямо с летного поля бойцы звонили родным. Там же, на аэродроме, звучали и тяжелые рассказы о том, какие испытания выпали на их долю. Договоренности по обмену, в рамках которых свободу обрел также оппозиционный украинский политик Виктор Медведчук, едва не были сорваны Киевом, признался глава ДНР Денис Пушилин. По его словам, сложный процесс шел при участии нескольких государств.
Первые звонки домой. На том конце провода — плачущие матери, жены. Многие из них, кажется, все еще не верят в реальность происходящего. Понять эмоции родных не сложно.
Освобожденные военные рассказали, что в плену подвергались издевательствам и избиениям. «Они нас не считают за людей — считают на за мясо, фарш», — говорит один из них.
Илья первые две недели плена провел с завязанными глазами: бесконечные допросы, угрозы, издевательства.
Илья Юн, бывший военнопленный: «Сразу применяют тапик с электричеством, или дубинкой бить».
Виктор вернулся из плена инвалидом — отбили селезенку, ее пришлось удалить. Уже в госпитале диагностировали еще и ушиб сердца.
Виктор Белов, бывший военнопленный: «Избивали табуреткой, шваброй, толпой прыгали, ухо проткнули… Топили, бутылку в горло…»
Этот обмен военнопленными называют одним из самых крупных с начала спецоперации. Переговоры шли тяжело, договоренности не раз были на грани срыва. Украина передала 56 человек. Среди них российские военнослужащие, в том числе летчики, которых Киев до последнего отказывался выдавать, граждане ДНР, ЛНР и оппозиционный украинский политик Виктор Медведчук. Он в свое время сам был переговорщиком по обмену пленными между Донбассом и Киевом.
Денис Пушилин, глава ДНР: «Мы отдали 215 человек, в том числе часть из них — представители нацбатов, это военные преступники мы все прекрасно понимали, но задача — вернуть наших ребят в кратчайшие сроки. Также был освобожден Медведчук. Я хочу сказать, что только на моих глазах при участии Медведчука были освобождены тысячи наших ребят».
Некоторые из представителей нацбатов, по условиям обмена, до окончания боевых действий будут находиться в Турции — чтобы они не могли вернуться на фронт. В Миноброны, как и в ДНР, особо подчеркивают, что главная задача таких обменов — вернуть своих бойцов любой ценой. Чтобы каждый солдат понимал — Россия своих не бросает.