Порядок принятия новых субъектов в состав Российской Федерации определяется конституционным законом, который был прописан больше 20 лет назад. Инициатором принятия выступает иностранное государство или его часть. Затем необходимая подготовка с участием обеих палат парламента происходит внутри России. Идет проработка международного договора, а по завершении всего процесса изменения должны быть внесены и в Конституцию.
Как принимать в состав России новые субъекты, отечественные законодатели сформулировали в 2001 году. В 14 статьях федерального конституционного закона №6 учли всё: от условий принятия и основных требований к кандидату до правовых и хозяйственных вопросов. Редактировался закон лишь однажды, в 2005 году. После поправки вносить больше не приходилось. На стороне народов — и международное законодательство, которое гарантирует им право на самоопределение.
Сам порядок принятия в состав России, на первый взгляд, прост, но требует кропотливого соблюдения закона. Главные условия здесь — добровольность и соблюдение прав человека на территории того государства или его части, которые стремятся стать частью России. В российском законе не записано, как и каким образом иностранные государства или их части должны определиться, хотят они быть вместе с Россией или не хотят. Решают они сами. Для России же важна только инициатива.
Дальше иностранное государство обращается с соответствующим предложением к российскому президенту. Глава государства ставит в известность Федеральное собрание и правительство и, если нужно, проводит с ними консультации.
Когда процесс запущен, начинается подготовка международного договора. Он регулирует статус нового субъекта, порядок получения гражданства его жителями и многое другое. Все самые насущные вопросы, которые сводятся к тому, как жить. После проверки международного договора на соответствие российской Конституции Конституционным судом, он попадает в Государственную думу. Параллельно с его ратификацией депутаты рассматривают проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. То есть принимается один из самых важных законов, который затрагивает Конституцию.
В самом же проекте закона конкретика уже больше хозяйственного свойства. Определяются наименование, статус и границы нового субъекта, а также «заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации».
Если депутатов всё устраивает, и Дума закон принимает, половина пути пройдена. Совет Федерации вслед за парламентом ратифицирует международный договор и тоже рассматривает проект федерального конституционного закона. В силу документы вступают, когда они одобрены и Россией, и тем иностранным государством или его частью, которое стремится стать субъектом РФ.
Когда новый субъект будет принят в состав России, он обретет и свой новый статус: республики, края, области, автономной области или автономного округа. Исторический момент наступил. В Конституции РФ поменяется лишь первая часть