Вопросы экономики, политики и глобальной безопасности обсуждают в Самарканде на саммите Шанхайской организации сотрудничества. В ее истории, похоже, начинается новая глава на вступление в ШОС подано рекордное количество заявок. Впрочем, интерес не только к мероприятиям в рамках саммита, но и к контактам на полях.
Президент России Владимир Путин прилетел в Самарканд сегодня рано утром и практически сразу включился в работу саммита, проведя уже несколько международных встреч. Как говорят представители российской делегации, несмотря на попытки Запада растащить мировое сообщество по блокам, разделить страны на «угодные» и «неугодные», Шанхайская организация сотрудничества не намерена превращаться в некий антизападный альянс. По словам Дмитрия Пескова, ШОС — это не дружба против
Сейчас ШОС объединяет восемь постоянных участников, среди которых такие мировые лидеры, как Китай, Индия, Россия. Есть крупные региональные игроки — Пакистан, Казахстан. Есть и знаковые потенциальные участники в статусе наблюдателей или партнеров — Турция и Иран. С лидером Ирана Владимир Путин уже провел переговоры.
Владимир Путин, президент России: «Как мы с вами и договаривались, мы сделали все для того, чтобы Иран стал полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества. Наши партнеры по этой организации поддержали вашу заявку. Осталась последняя формальность, и Иран присоединяется к этой уже серьезной, большой и авторитетной международной организации».
Эбрахим Раиси, президент Ирана: «Огромное спасибо Вам лично, спасибо Российской Федерации за поддержку в этом вопросе. Мы считаем, что членство Исламской республики Иран в Шанхайской организации сотрудничества — это такой формат партнерства, от которого выиграет не только наша страна, но и все члены объединения».
Также были переговоры с лидерами Киргизии, Туркмении, Пакистана. Исламабад, в частности, крайне заинтересован в поставках российских энергоресурсов. А Москва может развернуть газ, от которого отказалась Европа на
Владимир Путин: «Есть очень интересные и масштабные проекты. Это „Пакистанский поток“ так называемый. Речь идет о создании необходимой инфраструктуры для поставок сжиженного природного газа. Речь идет о поставках трубного газа из России в Пакистан — и это тоже возможно, имея в виду, что часть инфраструктуры уже создана — это Россия, Казахстан, Узбекистан. Нам нужно решить вопрос с Афганистаном. Конечно, существуют проблемы, связанные с политической стабильностью, но, имея в виду наши взаимные добрые отношения с афганским народом, надеюсь, что и эта проблема может быть решена — имею в виду и влияние Пакистана на ситуацию в этой стране».
Завершилась и главная встреча дня — Владимира Путина с председателем Си Цзиньпином. За ней с особым вниманием следили и журналисты из стран ШОС и и западные издания.
Это первая очная встреча лидеров России и Китая за достаточно длительное время — как минимум за два года. С начала пандемии Китай ввел у себя жесткий карантин, и даже председатель компартии ограничивался участием в международных переговорах в формате видеосвязи. Но сейчас, вероятно, обстоятельства таковы, что понадобилась личная встреча. Россия сейчас в перекрестье жесточайших западных санкций. Китаю Запад тоже грозит «санкционной дубиной». Но пока подобные наскоки ведут лишь к дальнейшему сближению Москвы и Пекина.
Далее у Владимира Путина состоялась встреча с президентом Узбекистана Мирзиёевым. Он — хозяин нынешнего саммита. А вечером президенты должны взять в руки лопаты и посадить деревья у южного входа самаркандского
Завтра — основной день саммита. Планируется проведение заедание Совета глав государств, подписание совместной декларации и продолжение международных контактов. У Владимира Путина намечены встречи с премьером Индии и президентами Турции и Азербайджана.