Театр военных действий, где армия Тайваня в ночи отрыла огонь в сторону материка, стал яркой постановкой для приглашенных, и прежде всего западных, журналистов. Отрабатывая боевые навыки в воздушном, наземном и информационном пространствах, на острове вновь пугали китайской угрозой. Вместе с американскими ударными вертолетами военные имитировали воздушную атаку при поддержке танков, бронетехники и минометов. А в эфире американских телеканалов рассказывали только про «агрессию» Пекина.
В США китайские учения называли «одни из самых опасных моментов в истории», при этом применение Тайванем дальнобойной артиллерии и управляемых авиабомб в Вашингтоне называют «борьбой за демократию» и поставляют на остров еще больше оружия. Из последнего — сделка на миллиард долларов, которую Пекин уже потребовал от США отозвать и прекратить все военные контакты с Тайбэем. Но Белый дом упорно продолжает называть продажу пусковых установок и ракет мерой сугубо оборонительной.
Ведант Патель, официальный представитель Госдепартамента США: «У Пекина нет причин реагировать на поставку вооружений Тайваню, поскольку последняя продажа включает в себя системы, предназначенные для защиты, и США будут продолжать удовлетворять оборонные потребности Тайваня».
Тем более что Вашингтон на этом неплохо зарабатывает. Издание China Daily называет Тайбэй банкоматом для Соединённых Штатов. При этом поставки на остров оружия, Пентагон регулярно задерживает или отправляет совсем не то, что обещал. Как, например, сейчас — модернизировать тайваньские истребители
Сэмюэл
Под Тайвань американские политики готовы в срочном порядке даже разработать закон. Так, новый документ предполагает, что в случае «агрессии» со стороны Пекина Тайбэю будет предоставлены 4,5 миллиарда долларов и статус основного союзника США вне НАТО. Обещал Вашингтон мятежному острову и сразу несколько экономических соглашений, отменяющих двойное налогообложение с США, но вместо них очередной десант конгрессменов передал главе администрации смятую записку. Цай Инвэнь, весь месяц едва успевавшая стелить политическим туристам красные дорожки, и этому была, кажется, рада.
Цай Инвэнь, глава администрации Тайваня: «Я хочу воспользоваться возможностью и сказать нашим друзьям, что мы будем защищать наши демократические институты и наш образ жизни. Тайвань не отступит».
Чтобы иностранные гости могли прилетать еще чаще, Тайбэй в обход Пекина вводит безвизовый режим для США, Канады, Европы, Австралии и Новой Зеландии. В ответ просит содействовать возвращению острова в ООН. Все предыдущие попытки Тайваня провалились, позиция Генассамблеи неизменна — есть только один Китай и он уже представлен в том числе в совете безопасности. Об этом китайский МИД напоминает и Соединённым Штатам, которые
Мао Нин, официальный представитель МИД КНР: «Белому дому следует прекратить прибегать к политическим махинациям, связанными с Тайванем. США должны перестать использовать остров для сдерживания Китая и двигаться в неправильном направлении по очень опасному пути».
Решить вопрос с Тайванем мирно Пекин пытался не раз. В
Однако
Китайская Global Times призывает американцев наводить порядок дома, изображая США разваливающимися на части
Лично главы России и Китая встретятся уже на следующей неделе в Самарканде, где пройдет саммит ШОС. По пути в Узбекистан Си Цзиньпин посетит Казахстан. Там, как считают эксперты, будет подготовлена почва для переговоров с Россией. С начала пандемии это будет первая зарубежная поездка китайского лидера. И направление выбрано не случайно.
Ричард Ньютон,
Страны уже договорились перейти на рубли и юани в расчетах за газ. Не в силах скрыть раздражения, Запад обвиняет Пекин в подрыве глобальных усилий Вашингтона по противодействию России. Еще большую обиду, как пишет японская пресса, вызывают совместные военные учения.
Гордон Чанг, старший научный сотрудник Института Гейтстоуна: «Мы должны понимать, что если мы будем воевать с Китаем, то Россия вступит в этот конфликт на стороне Китая, потому что их армии сейчас в очень тесном контакте».
Позиция Москвы по тайваньскому вопросу тоже остается неизменной. Для Пекина это показатель «высокого уровня дружбы и партнерства». Особенно символично заявления звучат во время фестиваля середины осени Чжунцюцзе. После Нового года это второй по важности праздник в Поднебесной, смысл которого — «единение семьи». Ведь как уверены китайские дипломаты, оба берега пролива рано или поздно воссоединятся мирно.