Британия, которая пережила годы энергетической блокады во Вторую мировую войну, сейчас справляется с кризисом хуже всех больших европейских стран. У нее есть уголь и атомные станции, но ее фунт ниже, чем в 1985-м , когда его нарочно обрушивал Сорос. Ее инфляция выше, чем при Маргарет Тэтчер, которая спасалась от отставки объявлением войны на Фолклендах. У Британии новый монарх и новый премьер. Но смогут ли они удержать страну?
Помимо британской, в мире больше 30 монархий. Но даже без упоминания имени и страны, если
Все, что делала Британия 70 лет, — войны и мир, союзы и отказы от них, сиюминутные политические или кажущиеся историческими решения — было от ее имени. Но на нее не пали ни тень, ни яркий свет этой политики. В череде больших сюжетов о длинной жизни королевы ролики с перечислением имен всех
Тогда, в свои 19, Трасс была активисткой второстепенной британской партии либеральных демократов, оппозиционной консерваторам. И теперь, когда она, выходя из двери резиденции на
Впрочем, в Британии уже составили целый список того, по поводу чего Лиз Трасс успела кардинально поменять мнение. Бывшая активистка движения ядерного разоружения теперь без колебаний заявляет о готовности нажать на красную кнопку, если этого потребуют обстоятельства. Она была против Brexit, но стала верной соратницей его ярого сторонника Джонсона. Защищала зеленую энергетику, но одно из первых обещаний на новом посту — отмена запрета на добычу газа очень не экологичным методом фрекинга. Но самым удивительным считают ее полную идеологическую перековку. То ли из карьерных соображений, то ли под влиянием ее политического покровителя Бориса Джонсона.
Том Уокер, актер: «Борис, по крайне мере, изначально был рожден в богатстве, рожден, чтобы стать тори, рожден, чтобы стать бессердечным ублюдком. А Лиз Трасс сама выбрала быть такой».
Действительно, Лиз Трасс, которая в юности вместе с родителями ходила на демонстрации против правительства Маргарет Тэтчер, теперь выбирает железную леди в качестве ролевой модели вплоть до полного копирования. Журналисты с азартом подмечают любое сходство. К кадрам, где Лиз Трасс катается на танке в Эстонии, подверстывают Тэтчер на бронемашине в Германии. Лиз Трасс гуляет по Москве в меховой
Сколько бы ни потешалась британская пресса, такое нарочитое копирование, конечно, имеет смысл. Лиз Трасс хотела бы выглядеть наследницей прежде всего политического курса Маргарет Тэтчер. Но хотя сама Тэтчер говорила, что она ничего не смыслит в дипломатии, дипломатом она была умелым и прагматичным. Вторым прозвищем Железной леди было Мадам Нет, но она точно знала время и место, когда это «нет» можно говорить.
Февральский визит тогда еще министра иностранных дел Трасс в Москву запомнился как раз таким категорическим «нет» в ответ на вопрос Сергея Лаврова, признает ли Великобритания суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями. Наверное, требовать от иностранного министра досконального знания географии чужой страны не стоит, но стремление сразу возразить оппоненту, не вникая в суть, выглядит как часть политического курса. По отношению к России он выглядит более чем определенно — конфронтация без оглядки на последствия.
Трасс с легкостью идет на конфликт, даже когда в этом нет очевидной необходимости. Она отказалась признать другом Британии Макрона, президента Франции — союзницы по НАТО, сказав, что еще посмотрит на его поведение. А по поводу главы Шотландии, региона, который грозит отколоться от Британии, сделала уничижительный комментарий. Никола Стерджен в ответ заметила, что возглавила Шотландию и сама привела свою партию к победе на всеобщих выборах. В отличие от Трасс, которая стала премьером в результате внутрипартийного голосования после вынужденной и скандальной отставки Бориса Джонсона.
Лиз Трасс приняла пост с минимальным уровнем общественной поддержки. Довольны или относительно довольны этим выбором лишь 22 процента, а разочарованы половина опрошенных. Продемонстрировать разочарование многие вышли прямо в день голосования.
Проблемы очевидны, энергетический кризис грозит разорить самых бедных в Британии. На телешоу «Колесо фортуны» разыгрывают оплату коммунальных счетов за четыре месяца, и настоящей удачей считается именно этот приз, а не пачка наличных.
Между тем именно в этих условиях правительство должно попытаться наладить разговор по душам с избирателями. До настоящих выборов остается два года. В только что сформированном кабинете много новых лиц. Пока заметно лишь то, что здесь впервые на ключевых постах нет ни одного белого мужчины. А за здравоохранение отвечает женщина, фото которой с сигарой и бокальчиком алкоголя, обошло все британские газеты.
В британском обществе витают опасения, что экономика скоро развалится, а собрать ее не сможет и вся королевская рать. Один из журналов изобразил нового премьера на носу «Титаника». Чем закончится для Британии это путешествие во главе с Лиз Трасс, пока не ясно.