В понедельник миссия МАГАТЭ отправилась на Украину, чтобы своими глазами увидеть и попытаться понять, что на самом деле творится на крупнейшей в Европе атомной станции. В случае с Запорожской АЭС уже давно пора признать, что человечество впервые в своей истории столкнулось с самым настоящим ядерным шантажом. Как иначе объяснить, что во время визита инспекторов МАГАТЭ обстрелы атомной станции не утихли, а, наоборот, даже усилились.
Ситуация развивается буквально как в кино, когда при появлении полицейских бандит начинает размахивать пистолетом и угрожать убийством заложника. Только сейчас в заложниках весь мир, который вот уже несколько недель наблюдает за развитием документальной драмы в прямом эфире. Десятки миллионов человек, живущие в странах, которые в случае аварии на АЭС накроет радиоактивное облако, в любую минуту могут стать не только свидетелями, но и невольными участниками этой драмы.
Киев запросил у Евросоюза 5,5 миллиона таблеток йодида калия для защиты людей от потенциального радиационного облучения. По данным Еврокомиссии, таблетки были запрошены украинским правительством для «повышения уровня защиты» вокруг Запорожской АЭС.
В понедельник Пентагон впервые допустил, что Запорожскую АЭС могут обстреливать украинские войска. Об этом же говорил на брифинге американского Госдепартамента Ведант Патель. При этом, по словам дипломата, «ВСУ изо всех сил пытаются избежать артиллерийского удара непосредственно по станции». В том, насколько это получается, глава делегации МАГАТЭ Рафаэль Гросси смог убедиться лично. Прорвавшимся на станцию инспекторам международной организации показали пробитое снарядом из гаубицы отверстие в крыше спецкорпуса, где хранится ядерное топливо.
Есть такое выражение: жить как на пороховой бочке. В Энергодаре, где находится Запорожская АЭС, люди живут на самой настоящей атомной бомбе, которая в любую минуту может рвануть.
О том, что приближаешься к
Семья из
Местный житель: «Первое сентября. Мы подъезжаем к Энергодару. Говорят, что в городе идет бой, все, кто едут из Энергодара, буквально эвакуируются, стремятся уехать из города».
Вдалеке слышна стрельба. У въезда в Энергодар — военный БТР. И когда все вроде успокаивается, со стороны станции низко летят три боевых вертолета. В это время неясно, состоится ли миссия Международного агентства по атомной энергии, которая должна проверить состояние АЭС. Любая провокация может остановить и развернуть кортеж главы МАГАТЭ Рафаэля Гросси. Эта поездка и так долгое время откладывалась,
Гросси 30 августа пожал в Киеве руку Владимиру Зеленскому. Похоже, этой же рукой Зеленский делает все, чтобы его собеседник решил не ехать на станцию. Намеченный день визита — 1 сентября. Утром Энергодар оказался под обстрелом, который и разбудил местных жителей. В городе трое убитых, включая ребенка. Это была артподготовка перед высадкой украинского десанта, его результаты появились на одном из
Примерно в это же время в паре километров российские войска уничтожали вышедшие из Никополя в сторону Энергодара баржи с украинскими военными. То ли десант намеревался захватить станцию, то ли это был
Никто не был уверен, доедет ли делегация до станции. Все утро были бои, к объекту стянули войска, обеспечивали безопасность солдаты на крыше и у проходной. Все в ожидании, что визит состоится, хотя всеми силами ВСУ его пытались сорвать — не только обстрелами и не только десантом. В Энергодаре накануне визита Гросси задерживали хорошо вооруженных диверсантов.
Иностранные и российские журналисты проходили через вертушки проходной на территорию АЭС, а к станции в это время приближалась вереница машин. Впереди — бронированная армейская, потом полиция, еще одна армейская легковушка и девять машин МАГАТЭ. Позади шла военная полиция и Росгвардия.
Прямо на территории станции остались воронки и пробитые резервуары с турбинным маслом. Все это показывают Рафаэлю Гросси. Глава миссии подтвердил, что делегация осмотрела все, что хотела. Шестеро сотрудников МАГАТЭ останутся на станции.
В конце Гросси взвесил на ладони подаренный ему осколок. Даритель — бывший работник ЗАЭС, он рассказал, что это осколок снаряда, которым стреляла по станции Украина. Вот только Гросси и его коллеги приехали сюда не для того, чтобы понять, кто стреляет по станции — это не их работа. Они должны оценить, в каком состоянии станция и не грозит ли миру атомная катастрофа.
Запорожская АЭС — самая большая в Европе. Шесть энергоблоков. По типу они отличаются от чернобыльских, но сам факт того, что эта параллель с Чернобылем постоянно проводится, уже внушает опасения.
Рельеф — почти степь, все как на ладони. Спрятать на станции или около ударные вооружения, а в этом Украина обвиняет Россию, если не невозможно, то очень сложно. Так что если самое плохое все же случится, то даже оставшиеся на станции в качестве наблюдателей сотрудники МАГАТЭ будут знать, кто виноват.
Михаил Богданов