Экологические службы и местные жители ищут ответ на вопрос, чем пахнет в Гатчине. Далеко не первый месяц люди страдают от неприятного амбре, однако чиновники пока помочь не могут и ждут вердикта от Росприроднадзора. Открещиваются от происходящего и на полигоне «Новый свет», который обыватели и называют источником всех атмосферных бед.
Визитная карточка Гатчины — это уже не дворцы и парки. С тех пор, как у столицы Ленобласти появился свой фирменный запах, все разговоры на улице только об одном. С утра задыхаются в центре города, вечером — на окраине, в Речном или в других микрорайонах.
Марина Постникова, житель г. Гатчина (Ленинградская область): «Я выходила с одиночным пикетом, люди подходили. Говорят, у детей аллергии, дети плачут, дети просыпаются опухшие, с головной болью, плачут по ночам. Никому нет никакого дела. Если бы не было превышений ПДК и просто вонь, состояние людей не менялось бы настолько».
Официально это называется запах свалочных масс. Круглосуточно днем и ночью его фиксирует областная экологическая милиция и разворачивает лабораторию, чтобы взять пробы.
В этой почти детективной истории есть состав правонарушения. Воздух такой, что не продохнешь. Есть пострадавшие местные жители и даже круг подозреваемых. Только виновника найти никак не удается. Мол, запах к делу не пришьешь.
Но один раз всё же удалось. 16 августа под Гатчиной, в Малом Вереве, поймали фенол. Концентрация опасного вещества в воздухе оказалась в пять раз выше предельно допустимой. Источник загрязнения (предполагают сотрудники экологического надзора) — полигон бытовых отходов «Новый свет». Но директор полигона от всех обвинений открещивается: мол, с начала года их проверяли и не раз — никаких нарушений не было. А вот накануне по соседству, утверждает Евгений Дегтярёв, фекалии из цистерн сливали прямо в канаву, а на полях разбрасывали удобрения.
Евгений Дегтярев, генеральный директор ООО «Новый свет -Эко»: «Мы считаем нет, это не наш запах. Потому что газ, навоз, фекальные запахи, фенольные запахи — это не наше. Мы сжиганием не занимаемся».
Всё лето по Гатчине колесила еще одна лаборатория — местного отдела Роспотребнадзора, совершила больше 25 выездов, но превышения загрязняющих веществ в воздухе им не удалось зафиксировать ни разу.
Николай Васев, главный государственный санитарный врач по Гатчинскому и Лужскому районам Ленинградской области: «Даже если запах идет со стороны полигона, он захватывает всю промзону. И даже если у нас есть
С гатчинской промзоной сейчас разбираются еще и две передвижные лаборатории Росприроднадзора. Одну пригнали из Липецка, вторая — мурманская. У этих измерений — наиболее высокая точность. На прошлой неделе специалисты поймали превышение по сероводороду — в 3,5 раза выше предельно допустимого. Список подозреваемых стал еще шире: нефтепереработка, обезвреживание опасных отходов, производство картонной упаковки — и это еще не всё.
Гульнара Гудулова,
Этим летом жители Гатчины подали шесть заявок на проведение митингов — и ни один из них власти города не согласовали. Но крепнет виртуальный протест: люди подписывают петиции.
Юлия Ганюшина, житель г. Гатчина (Ленинградская область): «Одна — за закрытие полигона, там две с половиной тысячи голосов. Другая — за то, чтобы наша Ленобласть разработала норматив по запаху. Это возможно сделать на местном уровне.
В начале июля
Михаил Ильин,
Результатов чиновники будут ждать до 10 сентября. А жители тем временем опасаются не только за воздух, но и за дворцовые пруды в Гатчинском парке, вода в которые попадает с территории, граничащей с полигоном.
Лицензия на прием отходов у полигона «Новый свет» заканчивается в конце