На 92-м году жизни скончался Михаил Горбачёв. Первого и единственного президента Советского Союза называли отцом перестройки и гласности. При нем закончилась холодная война, советские войска вышли из Афганистана, распался СССР. Генсек ЦК КПСС заявлял, что боролся за страну до последнего. Политологи называли его не «ястребом», а скорее «голубем» миротворцем, который стремился к разрядке внешнеполитической напряженности.
Уже на склоне лет Горбачев признался, какие фатальные ошибки он допустил. Первая: не надо было ему уезжать в Форос в августе 1991 года, и тогда Советский Союз сохранился бы. И вторая: надо было решительнее поступить с Ельциным, отправив послом за рубеж.
Михаил Горбачёв: «Когда весь Центральный комитет кричал, так сказать, „долой из ЦК“ и так далее, всё можно было решить. Но это я… Для меня это неприемлемо. Ну, что же это за перестройка, если бы с членом политбюро, с кандидатом так обращались».
История сослагательного наклонения, как известно, не признает. Горбачёв пробыл у власти всего шесть лет, но эти шесть лет были наполнены бурными, подчас драматическими событиями. После
Горбачёв пробился наверх из простой крестьянской семьи, работал на комбайне с 15 лет. Удостоился ордена Трудового Красного Знамени, школу окончил с медалью, учился на юридическом факультете МГУ, став впоследствии вторым после Ленина юристом на посту государства. Мало того, он получал второй диплом —
Непривычно было и то, что рядом с ним на публике всюду появлялась его супруга — красивая, элегантная, одетая по последней зарубежной моде даже на грязных нефтяных промыслах.
Горбачев, претворяя в жизнь перестройку и гласность, не мог предполагать, какую лавину это вызовет в стране и во всем социалистическом лагере. Всё, о чем на протяжении десятилетий можно было говорить только шепотом, да и то на кухне, стало долгими часами звучать на съездах народных депутатов. На все лады повторялись новые привлекательные лозунги: ускорение, гласность, перестройка.
На Западе с замиранием сердца наблюдали за отказом от руководящей и направляющей силы общества со стороны КПСС, смотрели, как возвращается из политической ссылки академик Сахаров и прекращается преследование инакомыслия, как Горбачёв осуждает преступную сторону сталинизма, как начинают поднимать голову противники нового реформатора, не желающие поступиться принципами.
Горбачёв нашел мужество вывести советские войска из Афганистана, пойти на ликвидацию ракет средней дальности, признать ответственность руководства Советского Союза за трагедию в Катыни. И, конечно, главным достижением Горбачёва во внешней политике считается то, что он не стал мешать пад
Критики Горбачева отмечали его наивность, доверчивость, уступчивость, мол, он даже не заручился письменным оформлением обещания не продвигать НАТО на Восток. Горбачев, по всей очевидности, не до конца отдавал себе отчет в том, какую лавину он вызвал внутри страны. Всё, о чем на протяжении десятилетий позволялось говорить шепотом и только на кухне, стало звучать во весь голос на съездах народных депутатов. Горбачев был избран президентом страны, правда, съездом, а не всенародным голосованием. Нарастало брожение в советских республиках, пошел распад социалистического лагеря и вдобавок ко всему — пустые прилавки в магазинах. У народа появился новый любимец — Борис Ельцин, с имиджем пострадавшего борца за правду.
Августовский путч 1991 года явил миру новую расстановку политических сил в Советском Союзе. У Горбачёва не хватило ни авторитета, ни харизмы, ни политической воли, ни решимости удержать власть во что бы то ни стало. Ельцин переиграл его по всем статьям, то и дел подвергая Горбачева унижению. Надо отдать должное Горбачёву — он не стал подобно Хрущеву доживать свои дни на пенсии на персональной даче, где