Этим летом 200 добровольцев погрузились в прошлое на территории Ленинградской области. В Выборге разбили международный волонтерский лагерь, участники которого помогают восстанавливать укрепления петровской эпохи. Организаторами мероприятия стали Министерство культуры РФ и Роскультпроект.
На территории крепости Анненкрон новое сражение — за сохранение памятника военной истории России. Оборону держат волонтеры культуры. Удаляя следы современности, они восстанавливают прошлое.
Граффити удаляют с помощью шпателя и специальной кисточки — аккуратно и с трепетом, не снимая штукатурки, чтобы не нанести ран старинным стенам. Крепостные ворота Анненских укреплений для них — портал в прошлое. Под руками 1770 год.
Анастасия Журавлёва, волонтер культуры: «На самом деле, представить здесь, как в то время одевались и жили люди, всё это будоражит сознание. Очень интересно прикоснуться к истории буквально руками. И защищать это от времени и от человека».
Расстояние культурных волонтеров не пугает. Анастасия из Москвы, Никита приехал из Донецка. Их сложно назвать начинающими реставраторами — так вдумчиво и ответственно они подходят к спасительной миссии.
Важная часть подготовки в реставрации — это расчистка крепостных стен от мха. Он разрушает камень. Но даже, казалось бы, такие простые работы требуют отдельного контроля. Надо быть точно уверенным, что пустоты между камнями сразу зальют реставрационным раствором. А это уже работа для волонтеров культуры следующей смены.
Здесь не смотрят на историю свысока. Вручную перебирая каждый камень, буквально по кирпичикам восстанавливают старинные ворота.
Среди кирпичей волонтеры нашли настоящий клад —
Волонтеры трудятся под строгим контролем реставраторов. Но творческий подход и импровизация на этой исторической площадке еще с петровских времен приветствуются.
Международный волонтерский лагерь — это возможность на практике пробовать то, что изучают в теории. Среди лекторов — лучшие ученые по архитектуре и реставрации. Они к слушателям относятся с огромным уважением. Ведь среди нынешних реставраторов или музейных работников — 95%, как и они, специалисты других профессий.