Бывший археолог Николай Тарасенко в Донецке построил храм без единого чертежа. На возведение постройки ушло больше 20 лет. Тяжелые работы Тарасенко выполнял вручную, купола доделывал под обстрелами авиации, но ни один снаряд в храм не попал.
Когда фронт отступил, у Николая Тарасенко остановилось строительство. Основную часть он достраивал, когда вокруг рвались снаряды.
В то время Николай Тарасенко командовал казачьим полком, и через местное население ему передали, что противник обещает купола на храме «поправить». Это было, когда вражеская авиация еще летала. Той же ночью появились самолеты. Всего было пять авианалетов, противник сбросил 18 авиабомб и 30 ракет реактивных систем залпового огня, но все пролетели мимо.
По образованию Тарасенко археолог. Однажды на раскопках в Никарагуа он сел на камень, увидел родные места и услышал голос, который велел ему вернуться домой и построить храм на горе.
Николай Тарасенко: «Вот как пространство открывается, и я вижу Донбасс. Ну, сердце начало колотиться. Его ни с чем не спутаешь. И вижу скалу, но не понимаю, к чему это все. И вдруг слышу голос. То ли внутренний, то ли.. не буду врать, не знаю. Но я это слышал. Причем слышал ушами: „Возвращайся домой, строй храм на горе“».
Первые два года Николай носил камни на руках из карьера. Не обтесывал ни один, так как кварцевый песчаник имеет идеальную форму. Шесть лет ушло только на фундамент. Когда здесь закончились боевые действия, у Николая начались проблемы со зрением. И его главный его помощник сейчас — супруга Наталья.
Строил Тарасенко, не имея ни архитектурного образования, ни хотя бы приблизительного проекта храма. Один итальянский архитектор, который заезжал сюда, был обескуражен.
Николай Тарасенко: «И он однажды мне: „Ну покажи документацию на храм“. А я говорю: „А ее нет, вообще нету“. Он долго стоял. Потом поклонился так низко и говорит: „Non è possibile“ — это невозможно. И поехал, короче».
Почти каждый камень здесь