Исследованию Арктики поможет «Северный полюс». Это название уникальной ледостойкой самодвижущейся платформы, которую сегодня сдали в эксплуатацию на «Адмиралтейских верфях». На следующей неделе судну предстоит переход из Петербурга в порт Мурманска, а оттуда в Карское море. Аналогов платформе «Северный полюс» в мире нет. На ее борту есть научные лаборатории и комфортные каюты для ученых.
При строительстве корабля журналистов много раз приглашали в гости, чтобы показать процесс, когда судно стояло в лесах, когда его спускали на воду, когда визиты наносили высокопоставленные гости, но каждый раз сохранялась интрига: а что внутри?
Почти в каждом помещении новинки отечественного судостроения. Например, силовая установка нового поколения. Ее эффективность такова, что запасов топлива хватит на два года автономного плавания. Есть еще один двигатель вспомогательный. С его помощью происходят самые сложные перемещения судна в Арктике, маневрирование во льдах. Но главное, что в машинном зале нет ни одного человека, всем управляет автоматика, а вот уже за ней, присматривают.
Александр Васильев, старший механик: «Я смотрю, чтобы не было аварий, смотрю, как работают все механизмы, у меня есть время все подкорректировать».
После небольшой паузы «Северный полюс» возобновит традиционную работу дрейфующих станций в Арктике. Ранее для полярных экспедиций использовались айсберги, на которых специалисты обустраивали научные станции. Теперь то же самое, только персонал будет находиться в зоне комфорта.
Кирилл Фильчук, начальник экспедиции «Северный полюс 41»: «Я на это смотрю через призму прошлых экспедиций, где люди жили в щитовых домиках на льду. Здесь будут жить в каютах по одному, чтобы можно было уединиться, отдохнуть».
Каждая каюта подобна небольшому номеру в современном отеле. Бытовые условия созданы по принципу «кто хорошо отдыхает, тот эффективно работает». Учитывая, что минимальный срок для каждого члена экспедиции — полгода, это немаловажно. При строительстве этой ледостойкой платформы и подготовке к экспедиции был учтен каждый нюанс.
Денис Куяров, судовой врач: «„Мы подключены к системе телеметрии для связи с берегом, для консультаций, и после консультаций можем проводить даже экстренное вмешательство“.
В общей сложности на борту будет находиться около 50 человек, из которых 35 — ученые. Для изучения Арктики будут задействованы 17 лабораторий, у каждой свой профиль, начиная от изучения климата или условий таяния льда и заканчивая составлением картографии морского дна.
Александр Макаров, директор Арктического и антарктического
Ледостойкая платформа «Северный полюс» построена по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Благодаря элипсовидному корпусу судна лед даже толщиной в 10 метров не страшен платформе.
Виталий Набок, старший помощник капитана: «Единственное судно в мире, даже в странах с сильной экономикой, в США такого нет. Корабли запускают в космос, но такого еще никто не построил».
В свой первый рейс до Мурманска ледостойкая платформа отправится 1 сентября, а уже 15 числа начнет свой первый научный поход. В районе Карского моря планируется, что ЛСП вмерзнет в лед (это официальный термин) и начнет дрейф, который ориентировочно продлится около полугода.